Вопрос для знающих: можно ли в пост пить вино?

После того как рухнул Союз и в прошлое ушел проповедуемый его идеологией атеизм, сильно возрос интерес к православию. Однако многие его традиции забыты хотя бы потому, что некому было передать следующему поколению суть церковных обрядов, а задавать вопросы в храме некоторые стесняются. И хотя большинство вновь уверовавших в общих чертах представляют себе смысл и правила поста, многие все же имеют сомнения в том, можно ли в пост пить вино.

Основные положения воздержания

Прежде всего, эти дни – не диета для похудения. Когда человек именно постится, он отказывается от чего-то, к чему привык, без чего ему придется обходиться с определенными усилиями. Именно в этой работе над собой и заключается глубинный смысл положенного воздержания. Конечно, существует перечень определенных продуктов, запрещенных (скорее, не рекомендуемых) к употреблению в эти дни – мясо, молоко, яйца… Но при этом женщины в тягости, больные, путешественники, маленькие дети и те люди, которые работают физически, соблюдают церковные правила в весьма мягком варианте. К примеру, дети получают полноценный рацион, иначе есть риск замедления роста, рахита, снижения иммунитета. Зато на эти дни они должны отказаться, к примеру, от сладостей или ограничить себя в мультиках. Именно такими методами разумные родители объясняют потомкам внутреннюю суть поста.

Разрешенные Церковью дни

Тем взрослым, которых интересует, можно ли в пост пить вино, нужно помнить, что пьянство в принципе религией не одобряется. Употребление алкоголя вызывает зависимость, а это глубоко порицается Церковью.

Однако как раз к вину устав относится мягче. Символически красное сухое вино означает Кровь Христову. Им даже причащают в церковных службах. Есть дни, в которые дозволяется пить вино в пост. Когда можно? В праздники в строгий пост их два: 4 и 19 декабря. Однако можно – не значит «в хлам». Стаканчик-два, восславить Господа – и довольно. А тем, кто склонен к злоупотреблению, но искренне верит, вообще стоит воздержаться.

Некоторые новообращенные считают, что вино в пост допустимо по субботам и воскресеньям. Это не совсем сообразуется с церковными правилами. Хотя чисто народная традиция допускает возможность принять спиртное на выходных.

Между прочим, не только вино

Принципы, изложенные в отношении воспитания ребенка, которому строго поститься противопоказано, справедливы и для взрослых. Почему же возникает только один вопрос о том, можно ли в пост пить вино? Отчаянным кофеманам стоит такой вопрос задать и о своем любимом напитке. Он тоже вызывает привыкание, хотя и не такое вредное, как алкоголь. Без него также трудно обходиться по утрам. Так что если быть честным, верующий, желающий поститься искренне, должен отказаться и от кофе. К тому же при ограниченном ассортименте того, что дозволено есть, организм неизбежно перестраивается и несколько ослаблен. Так что отсутствие кофе не только закалит вашу силу воли, но и пойдет на пользу в первую очередь сосудам.

Ограничение при этом такое же, как и в отношении еды. Если вы без мяса (или кофе) кидаетесь на окружающих, не надо от привычки отказываться напрочь. Лучше выпить чашку напитка, чем откусить кусок хорошего настроения у жены-мужа-брата-ребенка, да даже соседа. Пост должен быть светлым, а не злобным.

Послабления в винопитии

Как и с едой, в проблеме с тем, можно ли в пост пить вино, есть свои исключения. Прежде всего они касаются здоровья. Если вы в постные дни сдавали кровь, то шоколадка и стакан красного сухого вина – это рекомендация врача. И чтобы не затянуть процесс восстановления надолго (тем более при ограничении продуктов питания), лучше последовать такому совету.

Зачастую вино прописывают при ослабленности организма, анемии, для поддержания иммунитета. Глинтвейном многие лечат начинающуюся простуду. В таких случаях уже каждый решает сам для себя, можно ли в пост пить вино. Современная медицина все же предлагает огромное множество лекарств от подавляющего большинства болезней. Искренне постящийся наверняка среди этого изобилия найдет что-нибудь, не содержащее спирт.

Второе извинительное оправдание: рабочие требования. Бывают случаи, когда встреча с деловым партнером назначена в ресторане. Выставлять напоказ свою веру перед посторонним человеком и объясняться не хочется. Но если пить вино в пост в такой ситуации, удовольствия от него явно не получишь, так что и греха особого нет.

Впрочем, сейчас уже почти ушли традиции девяностых с ресторанами, банями-саунами и шашлыком с водкой в заповедном лесу. Конечно, иностранные партнеры не всегда в курсе православных дат и обычаев, но они обычно с пониманием относятся к церковным установлениям, поскольку в большинстве своем и сами верующие.

А если праздник?

Да, и в постные дни бывают дни рождения, свадьбы (хоть это и не одобряется церковью, но мы живем в светском государстве, и веруют далеко не все поголовно), юбилеи или крещение. В народе все эти события принято отмечать, и возлияния являются неотъемлемой часть празднования. Можно ли в пост пить вино в таких случаях? Это вопрос сознательности, ответственности, силы воли и веры. Если немного, только обозначить свое единение с празднующими, то, наверное, можно. А не хотите нарушать свой пост – садитесь за руль, и объяснять ничего не придется.

Главное для постящихся – помнить, что правила поста – не свод тюремных установлений. Это советы и рекомендации, цель которых – очищение. В каком объеме им следовать, каждый меряет по себе. В силах вы в строгости соблюдать все уложения – соблюдайте. Нет – делайте все, что в ваших силах, и не казните себя за неспособность сделать большее. Со временем, может быть, вам станут доступны даже аскетические подвиги. Однако от пития в пост все же постарайтесь воздержаться.

Можно ли в пост красное вино?

Можно ли пить вино во время Великого поста? Однозначно – да! Ибо, судя по записям, Иисус Христос говорил: «Пейте кровь мою»! И под этим имелось в виду причащения, а символизирует божественную кровь как раз красное вино.
И хотя обычай Великого поста в его сегодняшней интерпретации, определенный на одном из христианских Вселенских Соборов не совсем тот, что был изначально, традиция причащения во время Великого поста сохранилась. То есть возникает вопрос «Можно пить в Великий пост красное вино?», и в ответ есть даже положение Евхаристии (Причащения) об обязательном употреблении освященного красного вина и хлеба, во время поста. Также существуют правила, когда можно пить в Великий пост.

Но это общие правила, хотя, например, для людей телесно нездоровых, пить вино разрешено. Если таким вопросом задается обычный мирянин, то скорее всего стоит начать с того, какие цели ставить перед собой Церковь во время Великого поста. Ответ на этот вопрос очевиден, и каждый священнослужитель ясно доносит весь смысл данной церемонии.

Это телесное очищение, за которым следует духовное освобождение от различных пороков и недугов. Однозначный ответ касательно каждой отдельной личности, должен решаться в частном порядке. Стоит обратиться к своей внутренней духовной сущности, с вопросом будет ли уместно пить в пост. Не нарушаются ли данные себе установки. И если невозможно однозначно решить этот вопрос, то всегда можно обратиться за советом к служителю Церкви.

В основном общество относит вино к напиткам, вызывающим процессы противные духовному очищению, но с другой стороны вино также оказывает расслабляющее действие. А это как раз необходимо, чтобы отключиться от мирских дел и поразмышлять над понятиями истины. С чем соглашаются и священнослужители. Но ведь выпив бокал вина можно проложить мостик к ненужным поведенческим ситуациям, которые особо не приветствуются в пост.

Это интересно:  Алкоголь и наркоз: последствия непредсказуемы

Но с другой стороны, исключив из рациона животную пищу и направив свои помыслы на духовную работу, можно извлечь пользу из употребления вина в пост. Данный напиток полезен как для здоровья, так и для духа. Но, все хорошо в меру, и Церковь определяет меру употребления во время поста. Если же у человека отсутствует та черта, за которой размываются грани трезвого ума, то стоит воздержаться от употребления алкоголя

Какое вино можно пить

Если уж быть совсем дотошным в вопросах употребления красного вина, то скажем красное сухое вино, это не совсем тот напиток, к которому стоит прибегать во время поста. Понятие сухое вино, появилось гораздо позже, чем возникла традиция Великого поста. Да и пили тогда совсем другое вино, чем пьют сейчас. В основном оно было сладкое. И возможно именн поэтому из множества практик употребления красного вина, была та, где красное вино разбавлялось водой. Что символизировало слияние божественного и человеческого. Где вино – это дух божественный, а вода, это дух человеческий. Также одно из чудес Иисуса, где он превращает воду в вино, можно трактовать, что человек соприкасаясь с духом божества, сам перерождается.

Вино в Великий пост

Противоречивый вопрос, о том разрешается ли вообще употреблять спиртные напитки во время Великого поста. Естественно, здесь нет однозначного ответа. Ибо красное вино, это тоже алкоголь. Но его пить можно.

Хотя с другой стороны четко определены границы разрешенного. Но здесь, если возникает желание выпить что-то кроме красного вина, необходимо обратится к истинному посылу Великого поста.

Ритуал поста — это символ инкарнации верующего. Его освобождение от мирских нечистот и недугов.

Так сказать, сорокадневный путь через пустыню своего внутреннего мира, с целью достижения просветления. Когда в конце заблудшая душа находит свой путь. И стоит ли нарушать излишними возлияниями эту непростую дорогу.

Вот так довольно прозаичный вопрос об употреблении вина в Великий пост, становится новым посылом, в котором ясно читается, завуалированное послание нашего внутреннего «Я». Оно говорит о том, что разрешается ли заблудшей душе, во время поста создать себе ситуацию, так называемой провокации. То есть можно пить вино во время великого поста, но не позволить себе чрезмерных возлияний, а лишь проложить себе дорогу в неизведанном доселе мире воздержания.

И в заключении хотелось бы привести слова Фомы Аквинского (итальянский философ и теолог. ХII век). Его изречение как бы суммирует смысл красного вина: «Таинство Евхаристии может исполняться вином, ибо такова воля Иисуса Христа. Он выбрал вино, когда утверждал Таинство…а также потому, что вино из винограда есть в известном роде образ воздействия Таинства. И здесь я понимаю духовную радость, ибо вино способно веселить сердце человека».

Заключение

Но также стоит отметить, что виноградная лоза, дарованная человечеству, дает нам сакральный продукт. То есть красное вино. Но злоупотребление и слишком частое обращение к сакральному, делает любой божественный дар мирским. Ибо, для человека становится обыденным обращение к такому дару, если убрать из схемы ритуал. А обыденность неизбежно тянет за собой обыкновенное пьянство.

Но это не говорит, о том, что вино надо пить только во время церковных праздников. Просто обставлять винопитие нужно с должным уважением. Используя для этого повод, разобраться в выбранном продукте, подобрать подходящую посуду, подготовить соответствующие блюда.

Можно пить в пост, но употребляемая чаша красного вина должна быть в пользу. Чтобы потом, отметив Пасху, можно было вдохнуть полной грудью и сказать самому себе: «Я встал на новый путь. И мне здесь хорошо!».

Все про алкоголь

Все что нужно знать об алкоголе: вино, пиво, водка, коньяк, виски, шампанское, ром…

Можно ли пить алкоголь в пост

Пост – это особое и очень важное время в жизни каждого верующего человека. Это не только ограничение себя в еде, а также время творить добрые дела и становиться ближе к Богу. Никто не рождается с огромным багажом знаний. И нет ничего зазорного в том, что приняв решение, держать пост, задаются разными вопросами, в том числе и о том, можно ли в пост пить алкоголь. Также не менее актуальным вопросом остается, можно ли пить вино во время поста. Да и ответ на вопрос, какие напитки можно употреблять в пост, лишним не будет.

Сразу стоит отметить, что употреблять спиртное в пост можно строго регламентировано. Так, пить вино и другой алкоголь ради удовольствия, расслабления или для разогрева категорически запрещено.

Можно ли употреблять алкоголь в Великий пост

Великий пост хоть и является одним из самых продолжительных и строгих постов, но его правила, в общем, и в употреблении алкоголя в частности, не сильно отличаются от правил в другие посты, в том числе и в рождественский.

Церковный устав разрешает употребление вина (желательно кагора) в период Великого поста:

  • по субботам и воскресеньям;
  • в праздник Благовещения;
  • в дни храмовых праздников.

Можно ли крепкий алкоголь в пост

На вопрос, можно ли пить крепкий алкоголь (виски, коньяк, водку) в пост, ответ однозначный – нет! Категорически запрещены к употреблению:

  • коньяк в пост;
  • водка в пост;
  • виски в пост;
  • другой крепкий алкоголь в пост.

Можно ли пить вино в пост

По сути, вино – единственный напиток, который можно употреблять в пост. Как сказано выше, можно вино в Великий пост пить в умеренных дозах по определенным дням. Не мене важно учитывать, и какое вино можно пить в Великий пост и в дни других постов. Спиртным напитком выбора является красное вино – кагор, но теоретически, можно употреблять любое натуральное вино.

Во время поста желательно разбавлять вино водой.

Еще в период христианизации в уставах многих монастырей было разрешено добавлять в воду вино. Но скорей всего такая традиция связана не с послаблениями и вольностями в питье, а с низким качеством питьевой воды, для обеззараживания которой в нее добавлялось вино.

Можно ли пить пиво в пост

Еще одним важным аспектом потребления алкоголя в пост является, можно ли пиво во время поста. Сторонники оправдать свои слабости сразу приводят довод о том, что в былые времена пиво варилось в монастырях. Но это вовсе не означает, что пиво можно употреблять во время поста. Лучше воздержаться.

Подводя итоги темы, можно ли употреблять алкоголь в пост, хочется еще раз акцентировать внимание на самой сути поста. Это период духовного очищения, воздержания от плотских и мирских утех. Весьма удивляют вопросы в стиле, можно ли шампанское в пост? Сразу хочется спросить в ответ, а зачем тогда вообще пост и в чем он заключается? Традиционное потребление алкоголя в дни постов крайне нежелательно, даже если и в некоторые из них полного запрета нет.

Можно ли пить алкоголь во время уразы

Ураза-байрам – один из мусульманских постов. Он славится своими ограничениями, впрочем, как и остальные мусульманские посты. Об употреблении алкоголя в дни уразы не может быть и речи, так как Ислам вообще запрещает его пить. Так в дни уразы нельзя пить крепкий алкоголь, вино, шампанское и т.д.

Отдельно хочется рассмотреть вопрос, можно ли пить квас во время уразы. Прямого запрета на употребление безалкогольных напитков в эти дни нету, но все же Ислам призывает верующих во время постов усмирять свои страсти – аппетит, жажду, половое влечение, а особенно удовольствие от них. Поэтому пить во время уразы желательно простую воду.

Можно ли пить алкоголь во время Рамадана

Рамадан, пожалуй, является одним из самых известных мусульманских постов. В этот священный месяц в дневное время необходимо воздерживаться от приема пищи, питья и интимных отношений, посвящая себя молитвам и духовности. А как же спиртное в Рамадан? Можно ли его пить в вечернее время или стоит вовсе воздержаться? На эти вопросы существует четкий ответ – любой алкоголь не приветствуется Исламом вообще, вне зависимости, в какой день его собираются употреблять.

Священник Даниил Сысоев: Символ иного мира
— важно не перепутать с подлинником

«Вино веселит сердце человека», но скольким пострадавшим от пьянства уже не до веселья. Чего больше приносит вино в нашу жизнь: добра или зла? Может быть, христианам лучше придерживаться «сухого закона»? О том, что думает по этому вопросу Церковь, корреспондент «НС» диакон Федор КОТРЕЛЕВ беседовал с иереем Даниилом СЫСОЕВЫМ.

Брак в Кане Галилейской. Мозаика. XIV век. Церковь монастыря Хора (Кахрие-Джами), Константинополь

Это интересно:  От какого алкоголя люди не толстеют?

— Почему в Евхаристии используется именно вино? В чем священный смысл вина?

— Вино для христиан является особым веществом. Это, с одной стороны, плод рук человеческих, а с другой — дар Божий. Бог дал человеку виноградную лозу, человек превратил ее в некое вещество, которое веселит его сердце.

Отцы Церкви называют состояние богообщения «духовным опьянением». Это состояние, когда человек похищается из этого мира и попадает в мир Бога, забывая обо всем существующем, пребывая в неземной радости, как апостолы после схождения на них Святого Духа в день Пятидесятницы. В некотором смысле то состояние, которое дает вино, становится метафорой состояния богообщения. Именно метафорой, образом, потому что, конечно, с помощью вина достичь Царства Божия не получится. Ведь образ — не подлинник.

Вино употреблялось людьми с начала человеческой истории. Ветхозаветная Церковь использовала вино во время жертвоприношений. А в Новозаветной Церкви таинство Евхаристии, сердцевина нашей духовной жизни, совершается на чистом виноградном вине. Вино также используется и на Всенощном бдении, и во время таинства Соборования. Освящается по церковному чину виноград и сами виноградники. Есть даже специальная молитва о благословении вина за трапезой. Нужно, чтобы Господь благословил нашу радость, которая так же Ему угодна.

— В церковных лавках часто можно видеть освященное вино. Стоит ли христианам покупать и употреблять именно это вино? Важно ли, что вино освящено?

— Я не думаю, что имеет принципиальное значение место, где куплено вино: в церковной лавке или простом магазине. Освящается вино потому, что, как говорит апостол Павел: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10, 31). Известно благотворное влияние чистого виноградного вина на здоровье человека: оно является кроветворным средством и хорошим лекарством, поддерживает, как говорит Церковь, «внутреннюю теплоту». А где оно куплено — это уже второй вопрос. Можно купить в любой лавке вино и освятить в церкви, не будет разницы.

— С вином, особенно в нашей стране, связано много проблем. Регламентирует ли Церковь количество вина, которое можно употребить?

— Количество и порядок употребления вина регламентирует церковный Устав. В Уставе говорится, что в определенные праздники употребляется вино в размере от одной до трех красовуль.

— А что такое «красовуля»?

— Одна красовуля — это 125 граммов вина. Но когда определялась эта мера, виноградное вино было довольно густым и обычно его пили разбавленным, поэтому с водой получалось около 375 граммов. Такая мера предусмотрена церковным Уставом. Это немного, сейчас позволяют себе выпить и больше. Люди все разные, и потому каждый должен определить свою меру. Грех будет в том случае, если человек напьется. Священное Писание очень жестко осуждает такого человека. В своих притчах говорит царь Соломон: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного» (Прит. 23, 29-30). В Евангелии про злоупотребление вином четко сказано: «…пьяницы Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 10).

— Типикон не делает разницы между видами спиртных напитков и все называет вином. Но существует не только вино, но и крепкие напитки. Как вы считаете, православные христиане могут употреблять крепкие спиртные напитки?

— Можно ли пить вино и водку в пост?

— Типикон не проводит никакого разделения между спиртными напитками по крепости, употребление водки регламентируется (кроме объема) теми же правилами, что и употребление вина. Но если, например, человек замерз Великим постом, я не думаю, что будет тяжким грехом, если он выпьет рюмку водки, чтобы согреться. Точно так же если у человека малокровие — не будет греха, если он выпьет бокал красного вина для укрепления сил. Но поскольку вино является знаком радости, а пост — временем печали о наших грехах, в посты, особенно в Великий, вино употребляется только в праздничные дни: субботу и воскресенье.

— Не секрет, что русскому человеку меры держаться непросто. А от последствий ее нарушения страдают и сами нарушители, и их родственники. Может быть, православным вообще лучше «не употреблять»? Особенно в такие ответственные дни, как свадьба?

— Были такие православные — комсомольцы их звали. Они говорили про «безалкогольные свадьбы», до сих пор помню.

— Бывают и настоящие православные «сухие» свадьбы. Я лично сам недавно на такой присутствовал.

— Действительно, есть у нас такое представление, что употребление алкоголя — грех сам по себе. Утверждают, что в водке дьявол, что пиво — сатанинский напиток и так далее. И хотелось бы напомнить православным 51-е правило свв.Апостолов, которое гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе, и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин». И человек, учащий так, подлежит анафеме. Не просто прещению или наказанию, но именно отлучению от Церкви. Почему? Потому что такой человек хулит Творца Вселенной, Который дал нам эти дары. Апостол Павел в своих посланиях повелевает Тимофею пить немного вина «ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5, 23). Так что нельзя говорить, что вино — грех. Грех здесь не в вине, а в человеческой злой воле. Точно так же как не в шприце, даже не в наркотическом средстве, потому что наркотик может быть и лекарством, — а в злоупотреблении. Но, конечно, все это не касается людей, которые лечатся от алкоголизма, — им пить нельзя ничего.

— Бывает такое абсолютное отвержение вина, если, например, пили родители. И человек не пьет ни при каких случаях. Это разумное решение?

— В этом есть нечто справедливое. Дело в том, что у алкоголиков, не просто пьющих, а именно алкоголиков, тех людей, которым поставили этот диагноз, уже другая физиология. В восьми процентах случаев у детей, рожденных в семьях алкоголиков, фермент, расщепляющий алкоголь, не вырабатывается или вырабатывается в недостаточном количестве. Поэтому для такого человека, безусловно, принятие алкоголя крайне опасно.

— А есть люди, которые говорят: «Я настолько не принимаю алкоголь, что боюсь причащаться».

— Да, была такая секта енкратитов. Церковь их осудила еще во втором веке. Вообще вокруг вина, мяса, красивых одежд существует множество суеверий, которые на самом деле являются воспроизведением древних ересей. Например, у манихеев, гностической христианской ереси, обесценивающей земную жизнь, считавшей злом весь материальный мир и его Творца, был даже обряд проклятия вина и хлеба, потому что это — плод рук Творца: «не я тебя сажал, не я тебя растил». И они проклинали всех, кто пьет вино.

Я вообще думаю, что все эти запреты на употребление вина — исключительно от врага. Потому что неслучайно даже в исламе вино запрещено, а наркотики — нет.

— Как вы объясняете и расцениваете отказ от спиртного в инославных христианских деноминациях?

— У инославных христианских деноминаций некоторых направлений, например баптистов, это может быть связано с тем, что они просто не знают, чем заняться. Им неизвестна технология борьбы со страстями, поэтому они пытаются, как говорил святитель Николай Японский, заместить духовную активность активностью внешней. Превратить собрание христиан в клуб трезвенников. Их пафос в том, что вот раньше я был грешником пьяницей и наркоманом, а сейчас все бросил, ничего больше не употребляю и этим горжусь.

Второй момент: происхождение протестантизма тесно связано с манихейством, которое в средневековой Европе проявилось в религиозных движениях альбигойцев (катар), осужденных позднее католической Церковью. Альбигойцы вина не употребляли, проповедовали крайний аскетизм, притом что отвергали догмат о триединстве Бога, церковные таинства, почитание креста, икон.

— Человек за рулем, летчик, шахтер, врач и люди других профессий риска после работы обычно «снимают напряжение», выпивают. Появляется привычка — прийти домой и выпить сто грамм. Эта та самая мера, чтобы восстановить равновесие, или это злоупотребление?

— Снять усталость можно, но в этом есть очень большая опасность того, что эта привычка может привести к зависимости. Усталость часто вызывает депрессию, а депрессия приводит к алкоголизму. И в медицине, и в христианстве известно, что пьянство рождается от уныния. И поэтому надо очень беречься этой опасности. Тем более водителю, который, выезжая на дорогу в пьяном виде, совершает двойной грех: рискует и своей жизнью, и жизнью окружающих.

Это интересно:  Амиксин" и алкоголь: совместимость, особенности применения и рекомендации"

Сухое или сладкое?


Какое вино употребляется для Евхаристии? Важны ли здесь сорт винограда, марка, крепость, цвет? Насельник Данилова монастыря иеромонах ГЕРМОГЕН (Ананьев) рассказал корреспонденту «НС» Максиму ПЕТРОВУ о том, какие вина сегодня используются в Русской Православной Церкви, и в частности в Даниловом монастыре:

— С древности классическим вином для Евхаристии считается сухое вино. Церковными правилами утверждено, что для Евхаристии должно использоваться красное не прокисшее вино, полученное от виноградной лозы. Насчет крепости и сладости никаких установок нет. Когда эти правила писались, красные виноградные вина были только сухими (без перегонки красное виноградное вино не может быть очень большой крепости). Были еще крепкие напитки из разряда водок, которые к винам не относились. Таким образом, крепость и сладость церковного вина принципиального значения не имеют.

Гораздо важнее цвет. Он должен быть красный, так как это вино претворяется в Кровь Христову. Возможно, именно густота цвета повлияла на то, что в России сложилась традиция в качестве церковного вина применять кагор. Это тоже вино из чистого виноградного сока, из сладких сортов винограда. В классические качественные кагоры не добавляется ни сахар, ни спирт. Его сладость достигается за счет содержащегося в винограде сахара, а не за счет сахарной добавки. Настоящий кагор при разбавлении водой (а при Евхаристии в Святую Чашу добавляется горячая вода) сохраняет цвет, вкус и аромат, чего не скажешь о сухих винах (не та концентрация). Тем более о поддельных кагорах. Большинство наших кагоров — молдавского производства. Они недорогие, и если это не поддельное вино, то весьма неплохого качества. Крымских настоящих кагоров очень мало. Но и они возможны для богослужения.

Какое именно вино покупать, зависит от желания настоятеля храма или монастыря и от их финансовых возможностей. В большинстве наших храмов покупают вина молдавские или крымские. Данилов монастырь покупает разное вино, главные критерии — это качество и приемлемая цена. Отбором вина для богослужения в монастыре занимается ризничий, как правило, вместе с келарем (в зависимости от ситуации). Сегодня нельзя доверять красивым этикеткам на бутылках и заверениям поставщика обманывают, к тому же качество вина под одной этикеткой постоянно меняется даже у одних и тех же продавцов. Поэтому перед закупкой партии вина его обязательно дегустируют.

Для Евхаристии Троице-Сергиева лавра использует домашнее вино

Троице-Сергиева лавра не покупает вино у посредников. Главному виночерпию Лавры игумену ХАРИТОНУ (Чекану) известны производители в Молдавии, изготавливающие вино домашним способом, с соблюдением всех секретов, переданных их отцами и дедами. Вот что отец Харитон рассказал нашему корреспонденту Алексею ОРДЫНСКОМУ:

— Вино, которое мы покупаем для Евхаристии, как правило, делают из сорта винограда каберне. Это лучшее молдавское вино (я родился в Молдавии и точно это знаю) и по насыщенности цвета, и по уровню качества. Поэтому «Каберне» — самое популярное вино в Молдавии. Крепость вина для Евхаристии не превышает 12 процентов. Из Молдавии вино привозится в специальной таре и уже в монастыре разливается по дубовым бочкам (200 и 500 литров). Хорошая бочка может служить до 70 лет. Монастырское вино хранится в подвале Пивной башни (не от слова «пиво», а от слова «питье») при температуре 7-9 градусов. Несмотря на то, что мы полностью доверяем нашим виноделам, перед покупкой я и два моих помощника из келарской службы обязательно дегустируем каждую партию. Для определения качества вина опытному дегустатору достаточно одного глотка.

А молдавские монастыри делают вино для Евхаристии сами. Даже если у монастыря нет своих виноградников, монахи покупают виноград. Перед началом изготовления вина в монастыре обязательно служится молебен.

Я думаю, что российская традиция использовать в качестве богослужебного вина кагор связана с проблемами доставки вина из южных окраин империи. Если сухое вино везти неделю, оно может прокиснуть, а в мороз — замерзнуть. Кагор же более устойчив к температурным колебаниям и транспортировке.

Отказ от вина в пост — в чем суть церковного канона

Можно ли пить вино в пост — этот вопрос задают многие верующие и вполне обоснованно. В разных монастырях в этот период действуют правила пищевого поведения, часто имеющие некоторые отличия как в отношении продуктов, так и напитков.

Традиция употребления вина в пост

Наместник Сретенского монастыря города Москвы архимандрит Тихон Шевкунов для миссионерско-апологетического проекта «К Истине» поясняет, что традиция употреблять вино во время Великого поста пришла из Сирии и Византии.

Отличие только в том, что верующие в этих странах перед тем, как пить вино в пост, разбавляют его в соотношении один к трем с водой, но никак не наоборот (!). Поскольку местные верующие не всегда придерживаются этого правила и пьют вино в чистом виде, священники, как правило, больше склонны не рекомендовать употреблять его во время Великого поста в принципе, и, таким образом, избегать пищевых злоупотреблений.

Главная цель Великого поста — очистить помыслы и тело от всякого рода зла путем осознанного следования пищевым и поведенческим ограничениям. Каждому верующему важно помнить, что соблюдение поста — это, прежде всего, его личная ответственность.

По окончании этого, без преувеличений, серьезного испытания, вы либо получите результат в виде духовного очищения и возвышения, либо нет, если соблюдаете правила Великого поста поверхностно, скорее, чтобы избежать осуждения окружающих, нежели с целью духовного роста.

Правила, единые для всех

Что касается основных правил Великого поста, то они едины для всех верующих. В первый день желательно вообще воздержаться от употребления пищи и напитков. На второй и третий день рекомендуют пить только воду. В последующие дни разрешается употреблять продукты растительного происхождения.

Любые другие продукты (животного происхождения) — под запретом. Отказаться нужно от яиц, мяса, сала, молока и его производных, а также от даров моря. В эти дни в умеренном количестве разрешен мед.

В плане употребления растительной пищи также есть целый ряд правил. Каждый понедельник, среду и пятницу такие продукты едят в сыром виде, во вторник, четверг можно варить, жарить и тушить без добавления растительного масла. Последнее добавляем в блюдо только в субботу и воскресенье. Больше узнать о том, каких правил нужно придерживаться во время постов, можно в разделе Календарь поста.

Протоиерей Александр Ильяшенко в публикации для интернет-издания «Православие и мир» на вопрос о возможности употребления вина в дни поста поясняет, что в крайне ограниченном количестве напиток допустим по субботам и воскресеньям и в дни совершения памяти наиболее почитаемых святых.

В целом же количество и необходимость употребления спиртных напитков во время поста определяется в каждом конкретном случае индивидуально во время беседы со своим священником.

Позволено все, да не все полезно

Сам же верующий должен помнить истину, озвученную Апостолом Павлом: «Все нам позволительно, но не все полезно». С одной стороны в Псалтыре сказано, что вино оказывает на человека увеселительное действие. В уставах монастыря указано: в определенные дни вино приветствуется в умеренном количестве.

Важно знать!

Какое вино можно в пост? Сухое и натуральное вино обладает выраженными оздоровительными свойствами, если не нарушается правило «меры». В словах «не все полезно» и скрыт ключевой принцип — золотая середина, следование которому ведет к духовному росту и «стяжанию Царствия Божия». Все правила Великого поста, основанные на чередовании правил пищевого поведения на каждый день, и призваны обучить верующего этой золотой середине.

Вопрос меры употребления вина проясняет священник священник отец Игорь Фомин в тематической публикации для издания «Аргументы и факты». По Типикону разрешено выпить до двух красовуль (монашеских кубков) вина. Делать это можно для поддержания сил, но только тем, кто не страдает алкоголизмом.

В статье использовались материалы с сайтов:

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий