Заплатят все. За счёт кого и чего Минфин собирается пополнять бюджет?

В преддверии обсуждения бюджета парламентариями Министерство финансов предлагает множество мер, направленных на увеличение доходной части казны. За счёт чего ведомство собирается экономить и пополнять бюджет, рассказывает АиФ.ru.

В условиях, когда нефтегазовые поступления в казну снизились, властям приходится искать иные способы пополнения бюджета. В преддверии обсуждения бюджета Госдумой Министерство финансов буквально сыплет инициативами, нацеленными на наращивание доходов. АиФ.ru предлагает взглянуть на последние предложения ведомства Антона Силуанова, которые могли бы улучшить ситуацию с доходной частью госбюджета.

Не достроил дом? Плати

Самый простой способ пополнить бюджет — увеличить налоги. Минфин готовит сразу несколько предложений, касающихся налогообложения. Например, по информации «Коммерсанта», ведомство рассматривает возможность обложить налогом владельцев неоформленной недвижимости. Речь идёт о собственниках земли, поставивших здание на кадастровый учёт, но не оформивших на него право собственности.

В настоящее время без регистрации права собственности взимать налог на недвижимость нельзя, поскольку до завершения строительства здание не является имуществом, а регулировать срок строительства государство не может. Число граждан, которые уклоняются от уплаты налогов за счёт долгостроя, внушительно: по данным Минэкономразвития, на 4,4 млн участков, выделенных для индивидуального жилищного строительства, нет зарегистрированных построек.

Неплательщики должны платить больше

Похоже, что злостные неплательщики налогов всерьёз надоели Министерству финансов: ведомство предлагает почти вдвое увеличить пени за неуплату налогов и сборов с нынешних 1/300 ставки рефинансирования до 1/180. В проекте Минфина, на который ссылаются «Ведомости», говорится, что подобная мера сделает инструмент взимания пеней более эффективным.

В прошлом году министр финансов Антон Силуанов посетовал, что маленький размер пеней превратил неуплату налогов в вид кредитования за счёт бюджета. Тогда ставка рефинансирования составляла 8,25%, сейчас — 10%.

Поднять налоги для малого бизнеса

Министерство финансов не забыло и про представителей малого бизнеса: по данным РБК, ведомство предлагает разморозить повышающий коэффициент налога для предпринимателей. Такой манёвр позволит «обеспечить предсказуемость роста налоговой нагрузки» для малого бизнеса.

Если инициатива будет одобрена, то в 2017 году налог для малого предпринимательства увеличится на 5,17%, в 2018 и 2019 на — 4,81% и 4,09% соответсвенно. В общей сложности к 2019 году сбор вырастет на 14,7%.

Не платить обеспеченным пенсионерам пенсии

В своих планах по экономии бюджетных средств Минфин не забыл о пенсионерах. Вернее, о тех из них, чей доход превышает 0,5-1 млн рублей в год. Если эта инициатива будет воплощена в жизнь, она затронет 90 тысяч россиян, а ведомство сэкономит до 450 млрд рублей за три года.

Но это ещё не все. По информации СМИ, чиновники Министерства также предлагали лишить фиксированной выплаты в 4559 рублей пенсионеров с доходом выше 2,5 прожиточного минимума (22 тысячи рублей). Эта мера может затронуть 2 млн соотечественников.

Акцизы на табак, воду и газировку

В планах Минфина стоит и пункт об увеличении или введении акцизов на ряд товаров. Во-первых, на табак: ведомство хотело бы повышать сборы с табачной продукции на 10% в год в ближайшие три года. За счёт этой меры бюджет может пополниться дополнительными 243 млрд рублей (35 млрд в 2017 году, 82 млрд в 2018 и 126 млрд в 2019).

Во-вторых, Министерство рассматривает возможность введения акциза на напитки с сахаром и/или другими подслащивающими и вкусоароматическими добавками. О каких именно напитках идёт речь, пока не уточняется. Согласно инициативе чиновников, за каждый литр предлагается взимать акциз в размере 5 рублей. Введение этого сбора может добавить бюджету 25 млрд рублей в следующем году, 27 млрд рублейв 2018 и 28 млрд рублей — в 2019.

Помимо этого Минфин озвучил желание повысить минимальную розничную цену поллитровой бутылки водки со 190 до 197 рублей.

Бюджет-2018: «Нам ставят вопрос пополнения бюджета за счет акцизов на алкоголь и табак»

Как бывший финдиректор «Рубина» дал бой Радику Гайзатуллину, а Артем Прокофьев вступился за «главнейшее из искусств»

На парламентских слушаниях по бюджету в Госсовете РТ сегодня депутатов и обрадовали, и огорчили. С одной стороны, Татарстану обещали реструктуризировать 17,9 млрд рублей госдолга, с другой — республике вновь приходится подсчитывать потери от «раскулачивания» со стороны федералов. Особенно ярким выдалось выступление депутата Казгордумы Айрата Гарипова, который призвал разорвать замкнутый круг: муниципалов штрафуют за то, на что вышестоящие бюджеты не выделяют средств.

«В КОНСЕРВАТИВНОМ ВАРИАНТЕ МЫ ПРЕДПОЛАГАЕМ УЖЕСТОЧЕНИЕ САНКЦИЙ, СНИЖЕНИЕ ЦЕН НА НЕФТЬ»

Глава комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Рафис Бурганов поинтересовался, рассматривали ли авторы проекта бюджета другие варианты развития экономики. И, действительно, стоимость нефти уже скакнула гораздо выше запланированных показателей, опять же санкции могут отменить. Здунов в ответ пояснил, что традиционно минфин рассматривает три сценария формирования республиканского бюджета: консервативный, базовый и целевой (оптимистический), но в основу бюджета в итоге всегда ложится базовый сценарий. «В консервативном варианте мы предполагаем ужесточение санкций, снижение мировых цен на нефть, там, соответственно, умеренный прогноз. При целевом, напротив, мы ожидаем, что нас ждет повышенная инвестиционная активность, появятся дополнительные источники вложений», — пояснил министр.

Глава комитета по экологии Тахир Хадеев поинтересовался, что делается в плане продвижения «татарстанского» в федеральных торговых сетях. Мол, недостаточно еще товаров made in Tatarstan на их полках. «Это вызывает наше беспокойство. С одной стороны, мы наращиваем выпуск сельхозпродукции, с другой — требования торговых сетей становятся все более жесткими», — признался Здунов. Он заверил, что министерство начало «предметно работать с торговыми сетями», а также учит производителей умению заходить на полки торговых сетей.

Артем Здунов

МИНУС 3 МЛРД ПО НАЛОГУ НА ДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО?

Своими соображениями по поводу бюджета-2018 поделился глава бюджетного комитета Леонид Якунин. Неприятный для регионов момент — сокращение межбюджетных трансфертов. «Мы переходим на новое бюджетное правило, которое дает доходы и расходы от уровня 40 долларов за баррель по нефти, остальная часть [поступлений], которая больше 40, будет зачисляться в фонд национального благосостояния», — печалился депутат.

Следующий новый тренд — это сокращение дефицита как региональных, так и федерального бюджетов. Это ярко видно по татарстанской казне: если год назад в прогнозах минфинах дефицит бюджета РТ на 2018 год имел внушительные 13,5 млрд рублей, то теперь он усох до самых скромных за все последние годы 2,6 млрд рублей.

В пользу федеральной казны увеличится зачисление доходов от акцизов на нефтепродукты: если в 2017 году республике оставалось 61,7%, то в 2018 году будет только 57,4%. Но самым неприятным для бюджета РТ может стать внесение изменений в налоговое законодательство. Если будут приняты льготы по налогу на движимое имущество, то бюджет РТ может не досчитаться 3 млрд рублей. «Мы просим депутатов Госдумы нас поддерживать, чтобы действующий закон не изменился, остался прежний порядок», — чуть позже обратился министр финансов РТ Радик Гайзатуллин к сидящему в зале депутату ГД Айрату Фаррахову.

«Сокращается ряд расходов по ряду направлений, ситуация в федеральном бюджете остается непростой. Поэтому при учете тех рисков, которые есть, раздувать региональный бюджет не стоит», — заключил Якунин.

Радик Гайзатуллин

Гайзатуллину осталось лишь подтвердить, что верстать бюджет-2018 было непросто. Безвозмездные поступления от федералов пока запланированы очень скромные — 12,4 млрд рублей. Для сравнения, в бюджете 2017 года «помощь из Москвы» запланирована в размере примерно 25 млрд рублей. Но, как пояснил министр Гайзатуллин, не все федеральные программы еще готовы, так что по ходу года стоит ждать традиционных добавок.

Растут расходы бюджета на социальные нужды — доля, которая проедается такими сферами, как образование, здравоохранение, соцзащита, уже перевалила за 70% и продолжит расти в ближайшие годы. За это отдельное «спасибо» финансисты могут сказать так называемым майским указам президента РФ Владимира Путина, во исполнение которых зарплаты бюджетников должны вырасти примерно на 4%. Дело это нужное и важное, вот только все это продолжает медленно, но верно сокращать инвестиционную составляющую бюджета.

Это интересно:  Как избавиться от запаха перегара

После этого депутаты традиционно набросились на министра со своими вопросами и предложениями. При этом необычную активность проявились парламентарии-единороссы, а вот коммунисты, напротив, сбавили обороты своих критических высказываний. «Я бы хотела обратить внимание на неудовлетворительное состояние учреждений дополнительного образования», — выступила с неожиданным спичем депутат и исполнительный директор фонда «Возрождение» Татьяна Ларионова. — Так, в Елабуге, за которой я закреплена как депутат, четыре таких учреждения, два из них находятся в помещениях, построенных в XIX веке, ни в одном из них не производится капремонт!» Гайзатуллин пояснил, что деньги на это дело обычно выделяются постановлением кабмина из общей суммы, выделенной по разделу «Национальная экономика», переадресовывая вопрос сидящему в президиуме Песошину.

Татьяна Ларионова

РЕСТРУКТУРИЗИРУЙ ЭТО!

Депутат Марат Галеев поинтересовался, как идут дела с реструктуризацией госдолга Татарстана. Министр порадовал: РТ вскоре могут реструктуризировать ту часть государственного долга, которая еще не прошла процедуру реструктуризации. Он отметил, что республика имеет один из самый больших объемов госдолга среди субъектов РФ: бюджетные кредиты поставляют 88,4 млрд рублей. Из них 66,9 млрд рублей реструктиризировано на льготных условиях на 20 лет с отсрочкой платежа до 2023 года (до этого срока оплачиваются только проценты).

«Что касается оставшейся суммы в 17,9 миллиарда рублей, сегодня республика ведет работу», — отметил министр. По его словам, из этой суммы 12,2 млрд рублей, взятые на проведение чемпионата по водным видам спорта 2015 года, могут быть реструктуризированы с учетом отсрочки платежа на 10 лет с последующей оплатой в течение 10 лет равными долями.

«Оставшуюся сумму, которую нам необходимо оплатить, — это 5,7 миллиарда рублей (из них в 2018 году необходимо оплатить 2,2 млрд рублейприм. ред.) — мы будем отрабатывать (в плане реструктуризацииприм. ред.). Планируется реструктуризация на 7 лет, а при выполнении условия по наращиванию налоговой базы — и на 12 лет», — напомнил Гайзатуллин.

Айрат Фаррахов

«НА КИНЕМАТОГРАФ ВЫДЕЛЕНО 47 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ, ПРИ ЭТОМ ПОСТАВЛЕНА ГЛОБАЛЬНАЯ ЗАДАЧА»

Далее депутаты разразились серией вопросов на тему, почему сокращается финансирование на культуру, физкультуру и спорт, ЖКХ, дорожное хозяйство. Гайзатуллин умело оборонялся, поясняя, что ни одно из направлений бюджета не попало под секвестр — все первоочередные расходы проиндексированы на 4%. Однако в некоторых случаях речь идет о прекращении действия какой-то госпрограммы, где-то еще ждут поступления федеральных средств.

Артем Прокофьев поднял более конкретный вопрос: «На кинематограф выделено 47 миллионов рублей, при этом поставлена глобальная задача довести объем показов национальных фильмов до 41 процента, — удивлялся он. — Я уже не говорю про чисто хозяйственные вещи: 25 миллионов нужно только для того, чтобы закупить права на наши фильмы и под контролем держать 89 наших муниципальных кинотеатров, а сегодня деньги уходят в федеральные сети». Министр финансов ушел от прямого ответа, заметив лишь, что проект закона направлен в парламент с одобрения президента и правительства, снова перенаправляя критические замечания в сторону премьера Песошина. На этом «кинематографический бунт», собственно, и увял.

Наконец, трибуну уступили тем, кто хотел высказать свои пожелания соавторам республиканского бюджета. Лидер профсоюзов Татьяна Водопьянова оседлала своего любимого конька — низкую заработную плату. Она попрекнула власти республики за то, что «по уровню заработной платы Татарстан, к сожалению, занимает 30-е позиции» в стране. «За январь — июль у нас имеется отставание заработной платы в сфере образования, здравоохранения и социальных услуг от среднереспубликанского уровня от 18 до 21 процента. Растет число бюджетников, получающих зарплату ниже прожиточного минимума», — сокрушалась она. Доля таких бюджетников составляет более 19%.

Отчасти получается это оттого, что фонд оплаты труда формируется не из прожиточного минимума и МРОТ (8,5 тыс. рублей), а исходя из некой базовой ставки, которая не менялась с 2014 года и составляет всего 5,5 тыс. рублей. Глава профсоюзов предложила увеличить минимальную зарплату бюджетников до уровня «минималки».

Айрат Гарипов

ГАРИПОВ — ГАЙЗАТУЛЛИНУ: «МЫ ПРОШЛИ ЭТАП, КОГДА ТЯНУЛИ ОДЕЯЛО НА СЕБЯ»

Ярким оказалось выступление председателя бюджетной комиссии Казгордумы, бывшего финдиректора «Рубина» Айрата Гарипова. Он вспомнил свои трения с министерством финансов в бытность начальником финуправления Казани, но предложил зарыть «топор войны». «Мы прошли этап, когда тянули одеяло на себя», — предложил он Гайзатуллину пойти на «мировую».

«Имеется ряд системных вопросов, решение которых никак невозможно решить силами муниципалитета и муниципального бюджета», — заявил Гарипов. Начал он с того, что в системе «Народный контроль» накопилась масса жалоб и требований жителей столицы аж на 7 млрд рублей, но денег на удовлетворение всех «хотелок» катастрофически нет. «Это все наши с вами обещания избирателям, и в преддверии очередных выборов в марте 2018 года в депутатских отчетах они будут актуализированы», — намекал Гарипов.

Вторым больным вопросом остаются предписания надзорных органов. «Не может выполнить предписание Роспотребнадзора директор школы и начальник управления образования в силу отсутствия в их смете соответствующих средств!» — открывал Америку Гарипов. Те же деньги на охрану школ (в свете активации телефонного терроризма тема особенно актуальна): с родителей деньги брать на эти цели запрещено, а в бюджете школ средств на решение данных задач не закладывается. «Школы и так находятся под прессом прокуратуры и Рособрнадзора, так еще и государственный уровень управления карает их за то, что не выделил на это средства!» — с жаром заявил Гарипов и предложил решать вопрос системно. Чтобы выполнить все предписания в социальной сфере, городу нужно где-то разыскать миллиард.

На фронте благоустройства та же история: предписания ГИБДД тянут на 1,5 млрд рублей. «Если вы видите яму на дороге, и не дай бог еще авария из-за нее случится, то виноват муниципалитет, который не имеет средств не только на капремонт, но и на нормальное текущее состояние», — давил на жалость депутат Казгордумы и передал в парламент РТ полный список всех пожеланий от казанских коллег.

Леонид Якунин

В своей финальной речи Песошин прямо заявил, что «средства будут выделяться только на реализацию конкретных задач». «Бюджетный рубль должен выполнять вполне конкретную отраслевую задачу», — ответил он всем просителям. «Сразу хочу сказать, что не все желания будут выполнены по понятным причинам, средства все же ограничены, но у нас 37 программ, и большинство задач при правильном планировании можно учитывать», — смягчился он.

После окончания парламентских слушаний Якунин ответил на вопросы журналистов. «Мы с вами все равно увеличиваем доходы и расходы. И темпы роста доходов у нас выше, чем в Российской Федерации, и сумма дефицита бюджета в два раза меньше стала», — отметил он сильные стороны законопроекта. Но вместе с тем Якунин заметил, что федералы оставляют регионам все более узкий коридор возможностей для пополнения своей казны. «Нам ставят вопрос пополнения бюджета за счет акцизов на алкоголь, табак и администрирования налоговых и неналоговых платежей. Все. Раньше возможности были гораздо шире», — считает глава бюджетного комитета ГС РТ.

Журналисты даже шутили, мол, не лучше ли Татарстану стать регионом-реципиентом, чтобы получать больше помощи из Москвы? «Мы всегда за то, чтобы больше получать, — отшутился Якунин и добавил. — Мы сейчас отдаем более 50 процентов своих доходов». Тут он явно смягчил реалии: ранее называлась цифра порядка 70% в пользу федералов.

Водка: Минфин использует проверенные годами способы пополнения бюджета

Минфин России ставит задачу увеличить доходы федерального бюджета за счет налогов, заявил Антон Силуанов. В частности, за счет акцизных сборов на алкоголь, собираемость которых в 2016 году выросла на 30%

Москва, 3 октября 2016, 20:45 — REGNUM Со времен раннего СССР водка является не только одним из способов пополнения государственной казны, но и способом повышения популярности государственных деятелей у народа. Начиная со времен легендарной «Рыковки», когда в 1924 году молодое советское государство решилось на отчаянный шаг и вновь разрешило продажу водки, государство вынуждено было решать дилемму: либо продолжать спаивать свой народ, либо пополнять бюджет.

Это интересно:  Водка или вино

Отметим лишь, что тогдашний руководитель государства Иосиф Сталин твердо понимал, зачем он это делает. Деньги от продажи крепкого алкоголя нужны были на укрепление обороноспособности страны. Так, в частности, 1 сентября 1930 года в письме Молотову он твердо заявил о том, что «вокруг Польши складывается военный альянс»: «Нужно отбросить ложный стыд и прямо, открыто пойти на максимальное увеличение производства водки на предмет обеспечения действительной и серьезной обороны страны» .

Вспомним лишь некоторые эпизоды этого длящегося годами противостояния. Из недавнего прошлого вспоминается «Андроповка». Тогда только что избранный генсеком Юрий Андропов начал активную борьбу с тунеядцами и прогульщиками (людей буквально на улицах, в магазинах хватали за руки и дотошно допытывались, почему они не на работе). И по одной из версий, чтобы восстановить утерянную столь драконовскими мерами популярность, он снизил на 10% цену на «поллитру», увеличенную на прошлом витке антиалкогольной борьбы.

Хотя есть и более серьезные версии, в частности, утверждается, что повышение на водку 1981 года, связанное с возросшими тратами на войну в Афганистане и падением нефтяных цен, нисколько не отвратило народ от столь любимого напитка. Люди пить меньше не стали, но в ущерб другим расходам стали больше тратить на алкоголь, отчего картина год от года становилась все мрачнее.

Однако время дешевой «Андроповки» продлилось недолго. Со сменой очередного генсека в очередной раз поменялись и интересы государства в этой области. Вновь избранный Михаил Горбачев также не менее рьяно взялся теперь уже за борьбу с алкоголизацией страны. «Андроповку», стоившую до начала противоалкогольной кампании 4 рубля 70 копеек, с августа 1986 года сменила самая дешёвая водка уже за 9 рублей 10 копеек. Ущерб, нанесенный горбачевской реформой, оценивается в 16 млрд рублей: именно на столько в среднем сократился розничный товарооборот, что в абсолютных цифрах составило 10−12% бюджета страны. К этому стоить добавить разрушенную винодельческую отрасль страны, резкий рост суррогатов (многие помнят крылатое выражение «БФ на сверло намотать», когда с помощью дрели отделяются фракции технического спирта) и самогоноварения.

Сменившие тоталитарных советских правителей, новые демократические власти вообще отказались как-либо регулировать рынок алкоголя. И началась уже не по «наслышке» известная алкогольная вакханалия 1990-х годов. В частности, именно тогда государство в качестве одной из мер поддержки общественных организаций предоставило право на беспошлинный ввоз таких суррогатов, как спирт «Рояль», пиво «Амстердам» (в простонародии этот напиток обычно называли ершом, поскольку пиво смешивалось с водкой или спиртом), многим, начиная с афганцев «Российский фонд инвалидов войны в Афганистане» и спортсменов «Национального фонда спорта» ‑ и заканчивая РПЦ.

Очередное развитие борьба с «зеленым змием» получила в 2009 году, когда распоряжением правительства была утверждена «Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения на территории РФ до 2020 года». Добавим, что данная концепция разрабатывалась при непосредственном участии Владимира Путина.

Антиалкогольная кампания была рассчитана на два этапа. На первом этапе, который закончился в 2012 году, было запланировано создание единого органа, регулирующего алкогольный рынок. Так, в 2009 году появилась Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. Далее антиалкогольная кампания предусматривала создание на уровне регионов социально-ориентированных программ, направленных на снижение уровня потребления алкогольной продукции. И наконец, первый этап кампании Путина закладывал принцип приоритета жизни и здоровья граждан по отношению к экономическим интересам участников алкогольного рынка.

На втором этапе, запланированном на 2013−2020 годы, главным индикатором становится сокращение доли нелегального рынка. Для чего была создана заработавшая в полную силу 1 июля 2016 года система контроля над оборотом алкогольной продукции ЕГАИС. Однако алкогольный рынок регулируется не только учетом за оборотом алкоголя, но и акцизами на него. Вокруг тарифов на акцизы на крепкую алкогольную продукцию в настоящий момент и развернулась активная дискуссия. Государство в лице отдельных своих министерств и ведомств пытается найти баланс между выводом производителей водки из «тени», сохранением и увеличением налоговых поступлений, от которых в кризис отказаться невозможно, и сохранением здоровья своих граждан.

Суть дискуссии прокомментировал корреспонденту ИА REGNUM директор Центр исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз. Он напомнил слова главы Минфина Антона Силуанова, заявившего о том, что собираемость акцизных сборов выросла на 30%.

«Да, на 20%, это произошло за счет легализации рынка. В прошлом году в легальной рознице был продан миллиард литров алкоголя, 25% нелегальной водки продавалось наравне с легальной. Поэтому вот эту водку система ЕГАИС выкинула из легального рынка», — отметил эксперт.

Однако Дробиз обратил внимание на то, что собираемость акцизов не может расти постоянно: в 2017 году будет еще рост, но связан он с тем, что в текущем 2016 году легализуется не вся часть нелегальной продукции. Рост собираемости акцизов ограничен объемами производства — больше, чем могут выпить легального алкоголя, они все равно не выпьют, уверен аналитик рынка. А с 2018 года начнется падение рынка, связанное с демографическими причинами, поскольку на рынок крепкого алкоголя выйдут люди, рожденные в период демографической ямы 1990-х — начала 2000 годов.

Дробиз также отметил, что в вопросе снижения либо увеличения цены акцизов, все будет так, как сказал Минфин: «Поскольку снижение цены вообще не влияет на потребление крепких напитков. И нет мирового опыта, который свидетельствовал бы об обратном».

«Дороже продукция — люди меньше пьют дорогой, легальной. Больше — нелегальной, суррогатной, кустарной. Наоборот, становится доступнее легальная продукция — население пьет легальную», — подчеркнул аналитик.

В заключение эксперт обратил внимание на то, что по сравнению с ЕС или США, где на пособие по безработице можно купить 200 бутылок, в России на нормальную зарплату только 60−70, хотя пьем мы одинаково, по 13 литров на душу населения. Так почему же в этих странах держат такой низкий налог на алкоголь? Потому что понимают, что борьба с последствиями потребления суррогатов, обойдется казне гораздо дороже.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, Минфин ставит задачу увеличить доходы федерального бюджета за счет налогов, рассчитывая улучшить их администрирования. А в качестве примера он привел возросшую на 30% в 2016 году собираемость алкогольных акцизов.

В 2017-ом году Минфин планирует пополнить бюджет за счёт налоговых изъятий у нефтяников

В 2017-ом году Минфин планировал пополнить бюджет в том числе за счёт налоговых изъятий у нефтяников. Речь идёт о сумме в 200 млрд рублей. Однако на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича с участием представителей профильных ведомств и нефтекомпаний, которое состоялось на этой неделе, обсуждались и другие сценарии. В частности, как пишет «Коммерсант», вместо повышения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и на нефть участниками встречи было предложено вновь увеличить акцизы.

Напомним, в этом году их повышали уже два раза — в январе и в апреле. В итоге, бензин самой популярной в России марки АИ-92 подорожал до 35,89 рублей за литр, то есть почти на 15% по сравнению 2014-ым годом. Эксперты отмечают, что сдерживающим фактором выступили низкие цены на «чёрное золото». «Во всём мире при дешёвой нефти дешевеет и бензин, однако в России это правило не действует. Во-первых, из-за высоких акцизов, во-вторых, из-за низких экспортных пошлин. Иными словами, продавать топливо за бугор российским компаниям выгоднее, чем сбывать его на внутреннем рынке. Тем не менее, низкие цены на нефть смягчили эффект от удорожания акцизов и бензин подорожал незначительно. Что касается нового предложения нефтяников, то, конечно, они пытаются отвертеться от повышения налогов и снова переложить расходы на плечи потребителей. Мол, в этом году обошлось — инфляция не подскочила, и в следующем обойдётся», — считает политолог Дмитрий Вербицкий.

Это интересно:  Все про алкоголь

Эксперт напомнил, что изначально акцизы поднимались только до конца 2016-ого года, в 2017-ом они должны были опуститься на прежний уровень. Так, сейчас ставки акцизов на бензин и дизельное топливо составляют 10,13 тысячи и 5,29 тысячи рублей на тонну, в следующем году они должны опуститься до 7,43 тысячи и 5,09 тысячи рублей соответственно.

Между тем, Минфин исходно предлагал просто повысить базовую ставку НДПИ на нефть на 2017-ый год примерно на 1 доллар за баррель (с 473 рублей за тонну до 1392 рублей), что позволяло собрать с отрасли дополнительно 238 миллиардов рублей. С учётом снижения налога на прибыль чистые поступления в бюджет составили бы примерно 200 миллиардов. Ещё 55 миллиардов рублей должны прийти в результате роста экспортной пошлины на мазут, но они уже учтены Минфином. Попытки «Роснефти» отсрочить повышение мазутной пошлины, по словам собеседников газеты, не привели к успеху.

«Конечно, с большей долей вероятности правительство выберет промежуточный вариант. То есть оставит акцизы на прежнем уровне и слегка поднимет НДПИ. Поэтому бензин в следующем году продолжит дорожать на уровне инфляции», — прогнозирует аналитик Михаил Базаров. С одной стороны, это хорошая новость. С другой — всё познается в сравнении. Если у нас цены на топливо прибавили 15%, то в США упали почти на 40%…

Минфин займется пропагандой за бюджетный счет

Правительство будет рекламировать облигации для финансово неграмотных

Замминистра Сергей Сторчак рассказал о планах Минфина мониторить уровень осведомленности граждан о новых финансовых инструментах правительства. Фото Артема Коротаева/ТАСС

Минфин планирует предварить апрельский выпуск облигаций федерального займа (ОФЗ) для населения масштабной пропагандистской кампанией, используя возможности теле- и радиовещания. Ведь пока что подавляющее большинство россиян не стремится покупать у правительства ценные бумаги, свидетельствуют социологические опросы. С точки зрения пополнения бюджета в выпуске «ОФЗ для народа» нет экономического смысла. Так что инициатива Минфина похожа скорее на имитацию активности. Зато власти смогут отчитаться, что они проявили заботу о финансово неграмотных гражданах, предложив им новый инструмент для долгосрочного накопления.

В середине апреля Минфин планирует начать выпуск ОФЗ для населения, а примерно за неделю до этого ведомство хочет правильно настроить граждан. «Мы запустим рекламную или просветительскую кампанию в первой декаде апреля. С 10 апреля мы запустим пропагандистскую, просветительскую кампанию ОФЗ. Будем мониторить уровень осведомленности сограждан о проекте», – рассказал вчера замглавы Минфина Сергей Сторчак.

Напомним, первое размещение ценных бумаг планируется в объеме 20 млрд руб. сроком на три года, минимальная сумма покупки бумаг одного выпуска составит 30 тыс. руб., максимальная – 15 млн руб., доходность трехлетних ОФЗ будет около 8,5% годовых, банками-агентами размещения ОФЗ для физлиц станут Сбербанк и ВТБ, передают информагентства. Также сообщалось, что покупатели ОФЗ для физлиц должны будут оплатить комиссию банку, предельный размер которой составит 1,5% от суммы покупки. Об этом говорил глава департамента долговой политики Минфина Константин Вышковский.

Одна из причин, почему министерство задумалось о пропаганде, – это неудовлетворительные результаты социологических опросов, которые свидетельствуют, что население прохладно восприняло инициативу Минфина.

В конце прошлой недели Левада-Центр сообщил, что 63% из 1600 опрошенных россиян ничего не знают о готовящемся выпуске «ОФЗ для народа». При этом 82% опрошенных сказали, что в любом случае они не собираются покупать у правительства ОФЗ.

Так что министерство решило пропагандировать свои ценные бумаги, используя возможности теле- и радиовещания. «Соответствующие соглашения с рядом телевизионных и радиокомпаний мы готовим», – заявил Сторчак. И это один из примеров тех дополнительных расходов, которые придется учесть правительству при выпуске ОФЗ. Ведь «любая рекламная кампания стоит определенных средств», как сказал вчера Сторчак.

К слову, о высоких издержках выпуска «ОФЗ для народа» Минфин уже задумывался. В «Основных направлениях долговой политики» написано, что в течение 2017–2019 годов основным источником финансирования дефицита федерального бюджета станут внутренние заимствования разных видов. Минфин планирует занимать на внутреннем рынке более 1 трлн руб. в год. Часть этих средств будет привлекаться напрямую у населения: планируемый ежегодный объем размещения «розничных» ОФЗ – 20–30 млрд руб.

И как отмечается в документе, выпуск ОФЗ для населения сопряжен «с высокими операционными и административными издержками, связанными прежде всего с созданием и поддержанием системы дистрибуции этих ценных бумаг».

В итоге некоторые наблюдатели задаются вопросом: каков экономический смысл у этой инициативы? «Я не понимаю, зачем он (министр финансов Антон Силуанов. – «НГ») этим занимается? – заявил ранее в эфире «Эха Москвы» бывший первый зампред ЦБ Сергей Алексашенко. – Ему что, как министру финансов больше нечем заняться? В российском бюджете, в российской казне нет никаких проблем, кроме того, чтобы занять 20 млрд руб. у населения мелкими суммами? Вот это меня поражает, потому что проблема действительно технологически очень трудоемкая».

Государство не просто берет на себя обязательства по выплате процентов. Оно, как замечает Сергей Алексашенко, рискует уже сейчас потратить на народные ОФЗ больше, чем планирует занять. «Хотят занять у населения 20 млрд руб., а потратить придется 30», – приводит Алексашенко свои примерные оценки.

Опрошенные «НГ» эксперты, включая некоторых депутатов, тоже пока не видят особого экономического смысла в стремлении Минфина занять у населения несколько десятков миллиардов рублей. Эксперты приводят лишь одно оправдание для действий министерства – тестирование рынка и нового вида заимствований.

«Если удастся реализовать планируемое количество ОФЗ, то ничто не мешает сделать новый займ на большие суммы. Иначе нет никакого экономического смысла привлекать 20 млрд руб. через займ при планируемом дефиците бюджета: носовым платком вместо одеяла не укроешься», – замечает депутат Михаил Щапов.

Напомним, по итогам 2016 года дефицит федерального бюджета РФ составил 3,5% ВВП, это почти 3 трлн руб. В законе о бюджете на ближайшую трехлетку прописано планомерное снижение дефицита: до 3,2% ВВП по итогам 2017 года, до 2,2% ВВП в 2018-м и до 1,2% ВВП в 2019-м. В денежном выражении дефицит должен сократиться за три года до 1,1 трлн руб.

«ОФЗ для Минфина – одна из возможностей, которую министерство не желает игнорировать в довольно тяжелой экономической ситуации, когда ищутся всевозможные источники для привлечения средств в бюджет», – поясняет первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова.

Правда, как замечает Щапов, «если правительство действительно планирует наращивать выпуск ОФЗ, то это сигнал, что ситуация с бюджетом даже хуже, чем выглядит сейчас».

В то же время можно предположить, что Минфин не только стремится протестировать рынок. Возможно, еще одна цель министерства – имитация бурной деятельности, активности. Ведь теперь на очередном заседании ведомство сможет отчитаться, что оно позаботилось о населении и предложило ему новый инструмент долгосрочного накопления средств.

Причем, как следует из объяснений опрошенных «НГ» экспертов, Минфин разрабатывает народные ОФЗ прежде всего для так называемых финансово неграмотных граждан.

«Инициатива ориентирована на наименее финансово грамотные слои населения, которые, как правило, с недоверием относятся к вложениям в финансовые инструменты, предлагаемые частным сектором. Их инвестиционная активность в основном ограничивается размещением депозитов в госбанках. Собственно, государство и выпускает инструменты, наиболее всего похожие на депозиты госбанков», – поясняет аналитик компании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко.

«Если рассматривать выпуск ОФЗ для населения в том числе как долгосрочный инструмент приобщения населения к рынку ценных бумаг, то это вполне здравая идея, – считает гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Нина Козлова. – От того, удастся ли правительству убедить население в том, что предыдущий печальный опыт государственных займов больше не повторится, будет зависеть успешность нового финансового инструмента».

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

В статье использовались материалы с сайтов:

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий