Запрет продажи алкогольной продукции вблизи образовательных организаций (Королева Г.И., Уварова Е.В.)

Дата размещения статьи: 27.09.2016

Федеральное законодательство последовательно вводит ограничения в сфере торговли алкогольной продукцией, в том числе устанавливая запрет на ее продажу в детских, образовательных, спортивных, оздоровительных и иных организациях и на прилегающих к ним территориях. Однако пресечь продажу спиртных напитков вблизи образовательных организаций удается не всегда.

Эта проблема не была бы столь актуальной, если бы администрации предприятий торговли, желая сохранить деловую репутацию, стремились обеспечить порядок на своей территории, неукоснительное соблюдение персоналом требований о запрете продажи алкоголя несовершеннолетним, пресекали факты распития спиртного в общественном месте и появление на своей территории лиц в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, вызывая сотрудников полиции.

Как правило, реализация алкогольной продукции в крупных супермаркетах, специализированных магазинах не приводит к ущемлению общественных интересов. Однако зачастую спиртное продается в небольших магазинах, владельцы которых преследуют лишь цель получить прибыль любым путем, не проявляя заботу о том, как ведут себя посетители, и лояльно относятся к продаже алкогольных напитков подросткам. Подобные факты вызывают обоснованное недовольство населения. Так, в г. Архангельске широкий общественный резонанс вызвала продажа спиртного в магазине, который расположен между детским садом и школой, дети наблюдают, как покупатели распивают спиртное на крыльце магазина, слышат нецензурную брань.

Как это ни парадоксально, но владельцу этого магазина контролирующим органом на законных основаниях выдана лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, отзывать или аннулировать которую нет оснований, нет оснований и для обращения прокурора в суд с иском об обязании прекратить розничную продажу алкоголя в магазине, расположенном в непосредственной близости от образовательных организаций.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ определять границы прилегающих территорий, на которых запрещено продавать алкоголь, уполномочены органы местного самоуправления в установленном Правительством РФ порядке. В Постановлении Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1425 жестких критериев, гарантирующих продажу алкогольной продукции на удаленном от детских учреждений расстоянии, не установлено, не определены минимальное расстояние (например, 50 м или 100 м, как в случае с продажей табачных изделий) или хотя бы процедура принятия решения (например, необходимость проведения общественных слушаний, чтобы максимально учесть интересы населения).

Видимо, законодатель, передавая решение этого вопроса на рассмотрение органов местного самоуправления, а не устанавливая единые требования к размеру прилегающих территорий, ожидал, что таким образом будут соблюдены баланс интересов граждан и предпринимательского сообщества на конкретной территории, принцип разумности и справедливости при неукоснительном обеспечении приоритета охраны прав несовершеннолетних.

Однако этого не случилось. Лишь в единичных поселениях Архангельской области расстояние до границ прилегающих территорий, где не допускается продажа спиртных напитков, определено не менее 100 м от детских, образовательных организаций, а в большинстве муниципальных образований — не менее 50 м, в некоторых случаях — до 25 м. Прокуроры направляли в органы местного самоуправления информацию о необходимости пересмотра таких правовых актов с учетом состояния законности и обращений граждан, по результатам рассмотрения которых в отдельных муниципальных образованиях минимальные расстояния пересмотрены. Так, вместо 50 м в г. Сольвычегодске и 25 м в сельских поселениях МО «Сольвычегодское» до границ прилегающих территорий к детским и образовательным организациям установлено расстояние не менее 100 м.

В то же время постановлением мэрии г. Архангельска от 6 сентября 2013 г. N 579 установлено наименьшее в области расстояние от образовательных, детских организаций до границ прилегающих территорий, где запрещена продажа спиртных напитков, оно составляет 10 м при наличии обособленной территории и 20 м при отсутствии обособленной территории. Несмотря на многочисленные обращения граждан, обсуждение проблемы с участием общественных организаций, депутатов, органов государственной власти и контролирующих органов, предложения в адрес органов местного самоуправления, мэрия города соответствующие расстояния не пересмотрела, в связи с чем органами прокуратуры предпринята попытка защитить общественные интересы в судебном порядке.

Прокуратурой г. Архангельска 29 августа 2014 г. в суд подано заявление о признании недействующим указанного постановления, решением Октябрьского районного суда от 7 ноября 2014 г. в его удовлетворении отказано. Судебной коллегией по гражданским делам Архангельского областного суда 19 января 2015 г. решение суда оставлено без изменения, 11 июня 2015 г. в передаче кассационного представления прокурора области для рассмотрения в кассационной инстанции отказано. Судами отмечено, что оспариваемое постановление принято мэрией города в пределах полномочий и соответствует федеральному закону, доводы прокурора о несоответствии постановления требованиям ст. 10 Гражданского кодекса РФ о недопустимости злоупотребления правом и ст. ст. 4, 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» признаны несостоятельными, поскольку у этого Федерального закона иной предмет регулирования.

Таким образом, в областном центре фактически узаконена продажа алкогольной продукции в непосредственной близости от образовательных учреждений. При издании указанного акта во внимание приняты исключительно интересы коммерческих организаций, торгующих алкогольной продукцией. Мэрия города посчитала нецелесообразным установить более значимое расстояние от «алкогольных» торговых точек до образовательных организаций (например, 100 м), поскольку в этом случае под запрет подпадает деятельность более 200 магазинов. Действующее постановление мэрии позволило не только сохранить сеть торговых организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции в городе, но и расширить ее.

Так, до принятия Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1425 контролирующие органы, ссылаясь на отсутствие порядка определения прилегающих территорий, выдавали лицензии на розничную продажу алкогольной продукции независимо от расстояния торговых объектов до образовательных учреждений. Для прекращения продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции вблизи образовательных учреждений можно было руководствоваться п. 3 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ в редакции Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ, согласно которой не допускалась розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и на прилегающих к ним территориях, при этом прилегающие территории определялись органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Федерации. Постановлением администрации Архангельской области от 10 июня 2008 г. N 124-па/16 органы местного самоуправления были наделены правом определять ближайшее расстояние от объектов массового скопления граждан до торговых объектов, в которых запрещено осуществлять розничную продажу алкогольной продукции.

Отстаивая свою позицию при обсуждении проблемы на различных уровнях, в том числе в суде, органы прокуратуры отметили, что установление подобных минимальных расстояний делает бессмысленным сам факт их введения, с таким же результатом органы местного самоуправления, злоупотребляя правом, могут установить расстояние и 5 м, и 1,5 м. Вместе с тем на основании ч. 1 ст. 38 Конституции РФ детство находится под защитой государства. В силу п. 2 ст. 6 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., государства-участники обязаны обеспечить в максимально возможной степени здоровое развитие ребенка. Согласно ст. ст. 4, 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целью государственной политики в интересах детей является в том числе защита детей от негативно влияющих на них факторов, федеральные и региональные органы государственной власти содействуют ребенку в реализации и защите его прав и интересов посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов.

С учетом приведенных положений законодательства, направленных на ограничение доступности алкогольной продукции для детей и подростков, необходимо обеспечить единый подход органов государственной власти и органов местного самоуправления в регулировании вопросов розничной продажи алкогольной продукции вблизи детских, образовательных организаций, определить на федеральном уровне разумное минимальное расстояние от образовательных до торговых организаций, реализующих спиртные напитки. Определение этого расстояния возможно по аналогии с Федеральным законом от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», устанавливающим запрет на розничную торговлю табачной продукцией на расстоянии менее чем 100 метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.

В настоящее время, пока запрет на продажу спиртосодержащей продукции вблизи социально значимых объектов фактически не действует, уполномоченные органы используют другие предусмотренные законом способы борьбы с распространением пьянства в подростковой среде.

Правительство области приняло меры по борьбе с так называемыми наливайками — торговыми точками, расположенными в том числе в жилых домах и вблизи образовательных учреждений, в которых круглосуточно под видом оказания услуг общественного питания реализуется алкогольная продукция. В ноябре 2015 года установлены дополнительные ограничения времени, мест и условий продаж алкогольной продукции на предприятиях общественного питания. В частности, согласно Постановлению правительства области от 10 ноября 2015 г. N 464-пп с 1 января 2016 г. в регионе нельзя продавать алкоголь (с 23 до 10 часов) при оказании услуг общественного питания в ресторанах, барах и кафе вместимостью зала обслуживания не более 16 посадочных мест и площадью зала обслуживания не более 30 кв. м, введен запрет на реализацию спиртного в торговых объектах, вход в которые организован со стороны двора в жилом доме, и др.

Органами и учреждениями системы профилактики проводятся рейды с целью выявления и пресечения фактов продажи алкогольной продукции несовершеннолетним. Результаты рейдов показывают, что случаи продажи спиртного подросткам нередки, продавцы, как правило, у них не требуют паспорт. В 2015 г. к административной ответственности по ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП привлечено 93 лица, в связи с неоднократной продажей возбуждено 3 уголовных дела по ст. 151.1 УК.

По каждому факту совершения преступления, дорожно-транспортного происшествия, несчастного случая с участием несовершеннолетнего в состоянии опьянения прокуроры проводят проверки, принимают меры реагирования. Типичные нарушения в этой сфере: органы полиции не во всех случаях при выявлении подростков в состоянии алкогольного опьянения выясняют обстоятельства приобретения и распития спиртного, избегают ответственности лица, допустившие вовлечение подростков в употребление спиртных напитков или продажу им алкогольной продукции, а также родители (законные представители), не исполняющие свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних.

И все-таки пресечение распространения пьянства в подростковой среде требует более решительных действий, и задача эта стоит не только перед прокурорами. Чтобы действительно исключить доступность алкогольной продукции для детей, ее негативное влияние на несовершеннолетних, требуются эффективный механизм правового регулирования и слаженная работа уполномоченных органов власти.

Это интересно:  Лечение алкоголизма

Содержание

«Алкогольная» лицензия против «медицинской»: опыт преодоления законодательного пробела

Закон запрещает выдачу лицензий на розничную торговлю алкоголем, если такая реализация будет осуществляться вблизи медицинского учреждения. Но вот обратного запрета для получения медицинских лицензий в законе нет. Этот пробел ставит торгующие алкоголем организации в затруднительное положение, если рядом с ними открывается медицинское учреждение. Такое соседство не мешает получению медицинской лицензии, но мешает продаже алкоголя.

Многообразие жизненных ситуа­ций, их постоянное усложнение стимулирует нашего оте­чественного законодателя к совершенствованию режима правового регулирования общественных отношений. Однако по объективным причинам в законодательстве всегда имеются пробелы, из-за несовершенства юридической техники отдельные правовые нормы могут неоднозначно истолковываться и, как следствие, применяться на практике. Явление это неизбежное, и предпринимать меры к минимизации негативных последствий от него можно и нужно, но полностью исключить их, к сожалению, нельзя. Автор настоящей статьи в своей практике столкнулся с интересной практической задачей, которая, показавшись довольно простой на первый взгляд, на деле обернулась определенными труднос­тями, и вызвано это было как раз законодательным пробелом в регулировании правоотношений в сфере лицензирования.

Торговать алкоголем вблизи медицинских учреждений запрещено

Организация в своем ресторане предоставляла услуги общественного питания и реализовывала клиентам алкогольную продукцию, имея соответствую­щую действующую лицензию. Помещения, в которых располагался ресторан, организация-ресторатор занимала продолжительное время на основании заключенного с собственником помещения договора аренды.

В здании (торговом цент­ре) наряду с рестораном имелись и иные помещения, которые арендовали компании различной специализации. Один из новых арендаторов, чье помещение располагалось в непосредственной близости от ресторана, собрался получать лицензию на осуществление медицинской деятельнос­ти. В связи с этим у ресторатора возник вопрос, влечет ли это для него какие-либо неблагоприятные последствия, в частности необходимость освободить занимае­мые помещения или обязанность прекратить деятельность по реализации алкогольной продукции, учитывая соседство с будущей медицинской организацией.

Выводы, которые были сделаны в результате анализа правовых норм, оказались для рес­торатора неутешительными. Действующим законодательством РФ предусмотрены ограничения в части деятельности организаций и предпринимателей, реализующих алкогольную продукцию: не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территориях, прилегающих к детским, образовательным, медицинским организациям (ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», далее — Закон № 171-ФЗ; п. «а» ч. 2 Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1425).

Прилегающая территория включает обособленную территорию (при наличии таковой), а также территорию, определяе­мую с учетом конкретных особенностей местности и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены названные организации и (или) объекты. Максимальное значение расстояния от медицинских организаций до границ прилегающих территорий, определяемых органом местного самоуправления, не может превышать минимального значения указанного расстоя­ния в муниципальном образовании более чем на 30%.

В столице данный вопрос регулируется п. 3 и 7 постановления Правительства Москвы от 28.12.2005 № 1069-ПП (в ред. от 05.07.2013) «О мерах по выполнению нормативных правовых актов Российской Федерации в области государственного регулирования оборота алкогольной продукции». Согласно этим положениям запрещается розничная продажа алкогольной продукции на расстоянии до 25 метров от медицинских организаций, вокзалов, аэропортов, станций метрополитена, железнодорожных платформ, объектов военного назначения, объектов спорта. Если предприя­тие розничной торговли или общественного питания находится внутри торгового центра (торгового комплекса), иного здания, строения, при установлении расстояний от указанных предприя­тий до предприятия, осуществляющего розничную продажу алкогольной продукции, учитывается расстояние внутри торгового центра (торгового комплекса), иного здания, строения до входных дверей для посетителей указанного предприятия.

Помещения ресторатора, в котором он осуществлял свою дея­тельность, находились на расстоянии менее десяти метров от входа будущего медицинского центра, поэтому опасения по поводу дальнейшего осуществления предпринимательской деятельности имели под собой веские основания.

Требовать аннулирования медицинской лицензии оснований нет

Медицинская деятельность подлежит лицензированию на основании п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а порядок лицензирования данного вида деятельности установлен постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра „Сколково“)» (далее — постановление № 291).

Такого основания для отказа в выдаче лицензии на осуществление медицинской деятельности, как расположение рядом с местом планируемого медицинского центра ресторана, осуществляющего реализацию алкогольной продукции, действующим законодательством РФ не предусмотрено. Такой запрет устанавливается лишь для случаев, когда рядом с уже действующей медицинской организацией иная организация планирует начать осуществление деятельности по розничной продаже алкоголя.

Одним из лицензионных требований и условий для получения медицинской лицензии является наличие здания, строе­ния, сооружения и (или) помещения, принадлежащего соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимого для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающего установленным требованиям (п. 4 Положения, утв. постановлением № 291).

Вместе с тем соответствие имеющихся у соискателя медицинской лицензии помещений установленным нормам касается таких требований, как санитарные, эпидемиологические, противопожарные и т.п. Нахождение рядом с местом планируемого размещения медицинского центра ресторана, реализующего алкоголь, не может рассмат­риваться как несоответствие имеющихся у соискателя медицинской лицензии помещений установленным требованиям, поскольку таких требований попросту нет. Очевидно, что такое «соседство» не может стать и основанием для отказа в выдаче лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Более того, у компании-ресто­ратора отсутствует также право на подачу иска об аннулировании выданной медицинской лицензии, поскольку закон такой возможности не предусмат­ривает. Порядок выдачи, при­остановления и аннулирования лицензии регламентирован соответствующими нормативными правовыми актами РФ, которые не содержат указания на подобное право.

Ресторатору нет смысла обращаться в лицензирующий орган, на рассмотрение которого будет представлен пакет документов для выдачи медицинской лицензии, поскольку его обращения для последнего никакого значения не имеют и при принятии решения о выдаче лицензии не учитываются. Он также не вправе обратиться с иском в суд о запрете деятельности медицинского учреждения по той причине, что свою деятельность последнее будет осуществлять на основании выданной медицинской лицензии, выданной на законных основаниях и не отозванной в установленном порядке.

При этом закон не устанавливает прямо и возможность каким-либо образом пресечь дея­тельность ресторана по розничной продаже алкоголя в связи с расположением рядом с медицинской организацией. Ресторатор занимает помещения под размещение ресторана на основании заключенного с собственником договора аренды, и выселить его собственник вправе по основаниям, предусмотренным законом или договором (ст. 619 ГК РФ). У контролирующих органов, равно как и у медицинской организации, таких правомочий нет, как нет и права обращаться с иском в суд о запрете ресторатору осуществлять деятельность в арендуемых помещениях.

В пределах всего срока действия договора аренды ресторатор вправе на законном основании занимать помещения и вести в них свою предпринимательскую деятельность.

Ресторатор во всяком случае занял помещения под размещение ресторана раньше того момента, когда другой арендатор решил получить лицензию на осуществление медицинской деятельности. Реализацией алкогольной продукции ресторатор также занимается на основании лицензии, полученной им в установленном порядке и неото­званной.

Вместе с тем указанные обстоятельства ни сами по себе, ни взятые в совокупности не являются достаточными для того, чтобы оставить ресторатору выданную алкогольную лицензию, поскольку законом императивно установлен запрет на реализацию алкогольной продукции на территории, прилегающей к медицинским организациям.

Данный запрет сформулирован четко и недвусмысленно и не предусматривает какого-либо иного истолкования. Поскольку иного из закона не следует, рассматриваемый запрет действует в отношении всех без исключения случаев, когда дело касается осуществления реализации алкогольной продукции вблизи территории, прилегаю­щей к медицинским организа­циям.

Закон не делает исключения для случая, когда ресторатор получил помещения в аренду и начал реализацию алкогольной продукции задолго до того, как помещения вблизи него в аренду получил медицинский центр и подал пакет документов для получения медицинской лицензии. С того момента, когда медицинский центр получает свою лицензию и вправе будет заниматься осуществлением указанных в ней видов деятельности, положение ресторатора, реализующего алкогольную продукцию, становится нелегитимным.

Императивный запрет на осуществление деятельности должен учитывать «стаж» коммерсантов

В Департаменте здравоохранения города Москвы в ходе устной консультации подтвердили: тот факт, что занимаемые медицинским центром помещения граничат с помещения­ми ресторана, где продается алкоголь, не является основанием для отказа в выдаче медицинской лицензии. Если соискатель лицензии в полной мере соответствует всем обязательным лицензионным требованиям и условиям, запрошенная медицинская лицензия будет ему выдана. Если даже таким решением ущемляются права и законные интересы ресторатора, данное обстоятельство значения не имеет и во внимание не принимается.

Более того, сотрудник Департамента здравоохранения города Москвы сообщил, что к нему регулярно в порядке межведомственного взаимодействия обращаются сотрудники Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы с запросами о том, кому и в каких мес­тах были выданы медицинские лицензии. Если в результате проверки рестораторов выявляется нарушение запрета осуществлять реализацию алкогольной продукции вблизи территории, прилегающей к медицинским организациям, то нарушитель лишается лицензии.

Действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции приостанавливается решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением данного закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции в различных случаях, в частности при выявлении нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии (ст. 20 Закона № 171-ФЗ).

Лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти. Основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке является нарушение особых требований к розничной продаже алкогольной продукции. А нарушение запрета на осуществление реализации алкогольной продукции вблизи территории, прилегающей к медицинским организациям, как раз и является нарушением особых требований.

Это интересно:  Как вывести токсины из организма после алкоголя: препараты, способы очистки, отзывы

Таким образом, стоит только медицинскому центру или иной медицинской организации получить медицинскую лицензию, в расположенных вблизи помещениях, в которых происходит реализация алкогольной продукции (бары, кафе, рестораны, клубы и др.) должна быть прекращена реализация алкоголя, несмотря на то что у владельцев таких объектов есть действую­щая алкогольная лицензия и помещения под размещение объектов они получили до того момента, как рядом появилась медицинская организация.

Такое положение вещей является несправедливым, поскольку в силу ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая дея­тельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. При этом все равны перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ).

Приведенные конституционные положения в своем нормативном единстве означают, что если государство в принципе допускает такой вид предпринимательской деятельности, как реализация алкогольной продукции в различных заведениях, то коммерсантам, которые им занимаются, должны быть созданы равные и недискриминационные условия для доступа на рынок, как и для остальных предпринимателей, занимающихся иными видами деятельности, в частности оказанием медицинских услуг населению.

От выдачи лицензий на реализацию алкогольной продукции государство получает сборы и налоги, зачисляемые в казну, которые составляют ее доходную часть, позволяющую государству выполнять свои расходные обязательства. Правомерно осуществляемая с соблюдением лицензионных требований и условий деятельность по реализации алкогольной продукции на основании выданной в установленном порядке лицензии не должна сворачиваться только по той причине, что вблизи места ее осуществления появляется медицинская организация. Тем более что такое появление не требует согласия уже действующего рес­торана, бара и т.д.

Императивный запрет на реализацию алкоголя вблизи территории, прилегающей к медицинским организациям, адресован коммерсантам, занимающимся такой реализацией. Однако в том случае, когда он уже занимается такой деятельностью в арендуемых помещениях и рядом собирается начать свою дея­тельность медицинская организация, указанный запрет, по нашему мнению, следовало бы адресовать именно ей. Соискатель медицинской лицензии перед подачей пакета документов в лицензирующий орган должен оценить условия осуществления своей будущей деятельнос­ти, в частности, установить, имеются ли вблизи места ее проведения арендаторы, владеющие объектами, в которых реализуется алкоголь. Он не лишен возможнос­ти выбрать другие мес­та, в которых торговля алкогольными напитками не ведется.

Такой подход позволяет учесть интересы всех участников гражданского оборота, не противоречит закону и не ущемляет их права. Однако на практике приведенные аргументы суд в случае возникновения спора едва ли посчитает убедительными. Поэтому рес­тораторам при возникновении угрозы их положению следует отстаивать свои интересы посредством переговоров с собственником помещений, предложив ему наиболее выгодные и привлекательные условия сотрудничества. В такой ситуации тот сможет решить, кто из двух арендаторов — ресторатор или медицинская организация — для него более важен.

Власти отдалят точки продажи алкогольной продукции от социальных объектов

Независимость в единстве!

Сегодня мы остановимся на тех тезисах ФАС, которые касаются определения размеров территорий, на которых не допускается розничная реализация алкогольной продукции.

В настоящее время расстояние от социальных объектов в субъектах Российской Федерации определяется абсолютно по-разному, в отсутствие единой методики. Например, в Архангельской области запрещается реализовывать алкогольную продукцию в 10 метрах при наличии обособленной территории социального объекта, а в Астраханской и Тверской – до 150 м. В Республике Марий Эл определены различные расстояния от социальных объектов до мест общественного питания в зависимости от наличия горячего цеха приготовления блюд (от 50 до 300 метров). Марийским УФАС России был установлен факт нарушения антимонопольного законодательства в результате данных действий региональных властей.

Необходимо отметить, что запреты, вводимые властями Республики Марий Эл, не достигают заявленной цели — снижения потребления алкогольной продукции. Так, согласно данным Роспотребнадзора, число смертельных случаев от употребления алкоголя и его суррогатов увеличилось в Республике по сравнению с 2014 годом.

В результате введения данной нормы появилась проблема так называемого «соседства» организаций, реализующих алкогольную продукцию, и медицинских, образовательных, социальных учреждений. На практике часто возникает такая ситуация, когда организация, осуществляющая розничную реализацию алкогольной продукции, получила лицензию в соответствии с действующим законодательством, на момент получения лицензии обособленный объект, реализующий алкоголь, в границы прилегающих территорий к образовательным, медицинским и подобным организациям не входил, сама организация работает длительный период времени.

При этом, в период действия у данной организации лицензии на реализацию алкогольной продукции в том же здании или в границах прилегающей территории открывается, например, стоматологический кабинет. В данной ситуации организация, реализующая алкогольную продукцию, в дальнейшем не имеет возможности продлить соответствующую лицензию, что приводит к негативным последствиям вплоть до закрытия.

Например, в Тверской области под возможные запреты попали 954 организации, которые в соответствии с разработанными правилами торговли попадают в границы территорий, на которых не допускается продажа алкоголя. Необходимо отметить, что это магазины, рестораны, бары, кафе, реализующие алкогольную продукцию легально. Аналогичные ситуации происходят во всех субъектах Российской Федерации.

Бюджет Приморского края в этом году может недосчитаться как минимум 12 млн руб. из-за риска неполучения лицензий на розничную продажу алкогольной продукции торговыми точками. Планка максимальной суммы бюджетных потерь вполне может дойти и до 60 млн, если в крае будут введены дополнительные ограничения на реализацию алкогольной продукции в зданиях, в которых расположены детские, образовательные и медицинские учреждения.

Такие негативные последствия подсчитали специалисты Общественного экспертного совета по развитию малого и среднего предпринимательства в Приморском крае, изучив поправки в пункт 2 части 1 статьи 6 закона Приморского края от 02.12.2009 г. № 536-K3 «О регулировании розничной продажи алкогольной продукции, безалкогольных тонизирующих напитков и профилактике алкоголизма на территории Приморского края». Из 3391 лицензированных точек 183 могут лишиться главной статьи расходов, а почти 900 объектов находятся в зоне риска. Лидером по количеству лицензий и наиболее проблемным муниципалитетом является Владивосток — 892 лицензии из 3391, что составляет 25% от общего количество выданных лицензий в Приморском крае.

Представители торговой отрасли города Якутска направили обращение к главе Республики Саха (Якутия) по поводу усиления антиалкогольных мер (подписало более 300 предпринимателей). По словам предпринимателей, подсчитавших риск от нововведения, запрет продажи алкоголя в радиусе 300 метров от образовательных учреждений приведет к выносу продажи спиртного за черту города. По расчетам авторов письма, в одном только Якутске эта мера приведет к сокращению более трех тысяч рабочих мест. Предприниматели Якутска отметили, что им придется повысить цены на продукты питания, чтобы компенсировать понесенные убытки.

Необходимо отметить, что данная проблема является актуальной не только для торговых объектов, но и для мест общественного питания. Экспертный совет ФАС России считает, что определение размеров территорий, на которых не допускается розничная реализация алкогольной продукции, не привело к снижению алкоголизации населения, а только создало дополнительные административные барьеры для малого и среднего бизнеса и поставило под угрозу наполнение бюджетов. Последствием таких ограничений стало увеличение реализации контрафактного алкоголя.

Новые правила продажи спиртного

Проект о запрете продажи алкоголя лицам моложе 21 года рассматривается в Госдуме РФ. А в начале нынешнего года был принят федеральный закон, ограничивающий продажу алкоголя на прилегающих к объектам социальной сферы территориях.

Наряду с идеей повышения возрастного ценза для покупки алкоголя есть предложение ужесточить ответственность за продажу водки, коньяка, вина и пива людям моложе 21 года. Сейчас наказывают тех, кто продал спиртное лицам моложе 18 лет, причем довольно жестко – вплоть до уголовной ответственности. По «административке» штрафы немалые: продавец рискует выложить из своего кармана от 30 до 50 тысяч рублей.

Все эти карательные меры направлены на благую цель оздоровления нации, особенно подрастающего поколения. Но этих шагов недостаточно. Вот статистика: наша страна занимает 4-е место в мире по потреблению алкоголя. По данным Роспотребнадзора, из 10 млн детей и подростков в возрасте от 11 до 18 лет более 50% регулярно употребляют спиртные напитки или пиво. И речь идет не только о брошенных детях или подростках из неблагополучных семей. Так что причина – не только в пробелах воспитания. Но и в доступности алкоголя подросткам. Именно поэтому законодатели решили ограничить продажу алкоголя на прилегающих к объектам социальной сферы территориях.

Подальше от школы
В начале 2013 года вступило в силу постановление Правительства о том, что субъекты РФ должны перечислить места, где розничная продажа алкогольной продукции не допускается, а муниципалитеты – определить границы этих участков. Федеральными правилами диктуют, что продажа алкоголя в розницу запрещена на территориях, прилегающих: к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта; к оптовым и розничным рынкам, вокзалам, аэропортам и иным местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, определенным органами государственной власти субъектов РФ; к объектам военного назначения.

Первая категория -наиболее значимая. К детским организациям отнесли все объекты, осуществляющие дошкольное и начальное общее образование – не только детсады, но и детские центры, частные садики по уходу и присмотру. К образовательным организациям относятся не только школы, колледжи и университеты, но и автошколы, комбинаты повышения квалификации и обучения.
К спортивным учреждениям – секции, кружки, спортцентры, фитнесс-залы. А к медицинским помимо поликлиник и больниц – любые частные медкабинеты, в том числе стоматологические и даже солярии.

Итак, границы прилегающих территорий должны установить органы местного самоуправления. В нашей области это не сделал ни один город или район. В соседних регионах действуют более оперативно. Расстояния от соцучреждений до винного прилавка там определены от 15 до 100 метров. Но такая поспешность большой радости не вызвала, а вот недовольство – есть. Борьба за здоровье нации обернулась ударом по бизнесу. Учитывая этот негативный опыт, власти Владимира, к примеру, с решением не торопят.

Это интересно:  Почему от малой дозы спиртного становится плохо

Кроме того, говорят, что на федеральном уровне уже хотят подкорректировать правила. Многим документ кажется «сырым». Слишком пространно определены категории организаций, около которых должна быть запрещена торговля спиртным. Нет разумных рамок метража прилегающей территории, нет и сроков принятия данного решения на местах. Поэтому местные власти медлят. Однако во Владимире в этот процесс вмешалась городская прокуратура, потребовав от муниципалитета исполнения требований федерального законодательства.

— Раньше в городе действовало постановление главы о запрете торговли алкоголем на прилегающих территориях, но в 2011 году его отменили. Сейчас его снова необходимо принять, таково требование федерального законодательства. Нужно определить границы прилегающих территорий, поскольку
это позволит защищать подростков и детей, а также внесет ясность в деятельность субъектов предпринимательства, -считает старший помощник городского прокурора Алексей Колосов.
Учитывая реакцию правоохранителей, мэрия провела обсуждение «алкогольного вопроса». Тема вызвала горячие споры среди чиновников, предпринимателей и общественников.

Правила игры
Во Владимире около 800 учреждений образования, здравоохранения и спорта, к которым нужно определить прилегающую территорию.
— Мы должны не только установить границы, но и к каждому объекту нарисовать схему, сделать картографию. Это долгий процесс, но федеральное законодательство нас не торопит, поэтому мы делаем это обстоятельно, – говорит зам. начальника профильного управления Ольга Соколова.

В областном центре – более 1000 магазинов, свыше 440 предприятий общественного питания, 41 торговый центр и комплекс, 11 рынков и ярмарок. Только в прошлом году открылось 78 новых магазинов и 21 предприятие общепита. Но была и отрицательная динамика. Из-за исполнения требований федерального закона о госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкоголь-ной и спиртосодержащей продукции сократилось количество объектов торговли, реализующих алкоголь, – с 630 до 577 единиц (на 8,4%), а также нестационарных торговых объектов на 9 единиц. В числе этих 577 объектов 231 – предприятия общественного питания, и больше половины из них находятся от объектов соцсферы на расстоянии ближе, чем 100 метров. Если будет принят именно такой метраж, то магазинам, кафе и ресторанам придется либо закрыться, либо остаться на рынке и надеяться на рентабельность за счет продажи других продуктов и блюд. Но сегодня, по мнению предпринимателей, доходы магазинов и кафе на треть зависят от продажи спиртного. Если им не торговать, убытки можно перекрыть толь-ко повышением цен на оставшуюся продукцию. Но это – утрата конкурентоспособности.

— Я не против введения запрета на торговлю алкоголем на прилегающих территориях. Однако нужны четкие правила игры для всех участников рынка, – уверена директор ТК «Алекс» Надежда Претека. -Границы создадут нечестную конкурентную борьбу на рынке. Стоит нам открыть магазин на свободных территориях, как по соседству конкуренты откроют тренажерный зал или стоматологию. А как же наши инвестиции, нанятый персонал?

Больнее всего нормы прилегающих территорий бьют именно по региональным и местным торговым сетям. В городе таких 22. Конкурировать с монстрами-федералами им довольно трудно. И их разорение – это не только удар по владимирской торговле, но и по владимирской же экономике. Ведь только единицы федеральных сетей работают с местными производителями.

— Нормативы на прилегающие территории здорово подкосят ряды предпринимателей. По нашим подсчетам, мы вынуждены будем закрыть минимум пять магазинов, – говорит зам. управляющего ТД «Эльдорадо» Руслан Шестаков. – Перевезти магазины практически нереально. В городе не осталось свободных помещений.
Начальник управления потребительского рынка Татьяна Терентьева отметила, что если утвердят норму в размере 50 метров, то закроются около 100 предприятий торговли и общественного питания, если норма будет 100 метров, исчезнут 200 таких предприятий.

В ходе первых встреч с представителями бизнеса чиновники мэрии озвучили щадящие примерные нормативы. Самая большая удаленность торговых точек – 50 метров – должна быть от детских садов и школ. Имеется в виду расстояние до забора. Расстояние 25 метров от спортивных объектов и 15 метров – это норма для всех остальных, включая вокзалы, воинские части, медицинские учреждения и места большого скопления людей.

Шум в ночи
Запрещать нужно разумно. Ключевым моментом в этом вопросе может стать определение часов продажи алкоголя. К примеру, можно ограничить торговлю спиртным в течение рабочего дня. Вместе с тем, многим жителям мешают не те торговые точки, которые находятся рядом с садиками (какой дошкольник побежит за пивом?), и уж тем более рядом с тренажерными залами, а те, что работают в жилых домах. На эти магазины, кафе, рестораны никакой управы нет. Часть их работает круглосуточно. Многие – торгуя спиртным и в «запретный период» с 23 часов вечера до 6 утра. Около этих торговых точек постоянно толпится шумная молодежь, вспыхивают драки, слышатся то крики, то песни.

Есть примеры судебных разбирательств по расположению магазинов в жилых домах. Но ограничения торговли все временные. Ночное веселье продолжается. Магазинчики разливного пива и вина растут, как грибы после дождя. Сейчас начинается сезон «пивной» торговли, и все заметнее по вечерам у этих заведений шумные компании.

А в это время
В области сокращается число точек, реализующих алкоголь. В прошлом году их насчитывалось 4215, сейчас – 3882. Кроме того, в регионе сократилось потребление водки – почти на 30%. Вроде бы, можно радоваться такому факту, однако есть сомнение: не объясняется ли этот спад массовым появлением контрафакта? Сейчас компетентные организации пытают выяснить причины данной тенденции.

Минпромторг приблизил спиртное к учебным заведениям

Минпромторг внес в правительство доработанный проект постановления о допустимых расстояниях между магазинами с алкоголем и образовательными, медицинскими, спортивными и прочими учреждениями. В итоговой версии документа «радиусы трезвости» составляют от 20 до 50 м. Проект внесен в правительство с критическими замечаниями Минздрава, возражающего против установления максимальных размеров прилегающих территорий, на которых продажа спиртного запрещена. Сейчас вопрос регулируют власти субъектов РФ, и в ряде регионов магазины с алкоголем удалены от школ и больниц на 1 км. Эксперты отмечают, что инициатива Минпромторга идет вразрез госполитике по ограничению потребления спиртного.

Минпромторг подготовил и внес 26 мая в правительство проект постановления о минимально разрешенном расстоянии между магазинами со спиртным и рядом зданий — детскими, образовательными, медицинскими учреждениями, культурными, спортивными и военными объектами, вокзалами, аэропортами и рынками, а также местами нахождения источников повышенной опасности и массового скопления граждан. Об этом «Известиям» сообщили в пресс-службе Минпромторга.

Документ представляет собой доработанный вариант проекта, подготовленного в феврале этого года. В нем предлагаемые радиусы варьировались от 1 м для организаций, которые наряду с основной деятельностью осуществляют медицинскую деятельность, до 50 м для, например, дошкольных учреждений. Минпромторг получил замечания от Минфина и Росалкогольрегулирования и учел их, уточнили в пресс-службе ведомства.

Из доработанного проекта постановления следует, что для детских садов и школ максимальный размер прилегающих территорий составит 50 м. На таком же расстоянии остались магазины с алкоголем и от образовательных учреждений для несовершеннолетних, а также медучреждений и источников повышенной опасности.

Расстояние в 30 м установлено между розничными точками со спиртным и вокзалами, аэропортами, спортивными сооружениями, воинскими объектами, кабинетами косметологии, стоматологии.

От остальных объектов — медицины, спорта и т.д. предельные размеры территорий установлены в диапазоне от 20 до 50 м. Расчет расстояний должен осуществляться по пешеходным зонам, от дверей до дверей, уточнили в Минпромторге.

От расстояний в 1 м, 5 м, 10 м решено было отказаться. Такие расстояния Минпромторг в феврале предлагал между общепитом и зданиями образовательных организаций для совершеннолетних, медучреждениями, вокзалами, аэропортами.

В Минпромторге подчеркнули, что на проект получены положительные заключения Минэкономразвития об оценке регулирующего воздействия и Минюста. При этом сохранились разногласия с Минздравом, поскольку ведомство против сокращения размеров прилегающих территорий.

«Запрет продажи алкогольной продукции на территориях, прилегающих к образовательным и медицинским организациям, объектам спорта, содействует снижению плотности розничной сети торговли алкоголем и способствует охране здоровья населения, профилактике потребления алкогольной продукции и предупреждению травматизма и насильственной преступности», — сказано в официальном отзыве Минздрава.

В Минпромторге заметили, что «детям запрещено продавать алкоголь, за это установлена серьезная ответственность, независимо от того, как далеко от школы магазин».

— Излишние ограничения лишь губят легальный бизнес и открывают дорогу нелегальному. Какими бы ни были размеры прилегающих территорий, полностью исключить визуальное восприятие алкоголя детьми невозможно, — сказали в Минпромторге.

В Минэкономразвития подтвердили, что согласовали проект постановления без замечаний. В Росалкогольрегулировании не уточнили, какие конкретно высказали замечания к проекту.

Председатель правления «Международной конфедерации обществ потребителей» (КонфОП) Дмитрий Янин подчеркнул, что инициатива Минпромторга противоречит политике государства, направленной на снижение доступности и употребления алкоголя.

— Цель проекта Минпромторга — приблизить магазины с алкоголем к учебным и лечебным заведениям и так далее с тем, чтобы сделать спиртное более шагово доступным. Мера увеличит сбыт пива, водки и другой продукции, — заявил глава КонфОП. — Непонятно почему ведомство занимает проиндустриальную позицию, которая помогает бизнесу, но идет полностью вразрез с государственной политикой по снижению употребления алкоголя. Это полностью перечеркнет приложенные за последние 10 лет усилия по снижению количества точек продаж алкоголя в стране, что повлияло на уменьшение употребления спиртного.

Согласно ст. 16 закона «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта…», продажа алкоголя в детских, образовательных, медицинских и других организациях и прилегающих к ним территориях запрещена. С конца 2012 года, по действующему постановлению правительства, такие радиусы устанавливают власти субъектов РФ. Расстояния от магазинов с алкоголем рознятся в зависимости от региона, максимальное — 1 км.

В статье использовались материалы с сайтов:

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий