История алкоголя в России

Русь изначальная
До принятия христианства в 988 году славяне не были ни пьяницами, ни алкоголиками. Как показали исторические исследования, трезвость была национальной чертой Руси.
Пьянства, по мнению историков, не было, прежде всего, потому, что русичи пили только слабоалкогольные напитки – медовуху, брагу, пиво крепостью 1-6%. Сильного опьянения от такого пития не было. Мед пили только по праздникам и в честь победы в великих битвах.

X — XII века
Со времен крещения Руси нашим предкам стало известно привозное из Византии вино. Но оно было очень дорогим. Соответственно доступен был такой напиток только знатным, богатым людям. Впрочем, и они пили вино, разбавленное водой, в соотношении один к трем или два к пяти.

1386 год
Послы Генуи (территория нынешней Италии) впервые привозят в Россию спирт из винограда «аквавита». Дар передали великому князю Дмитрию Донскому. В летописях ничего не говорится – пришелся князю по душе диковинный напиток, насмерть валящий с ног, или не понравился. В любом случае заморский прообраз водки не получил распространения на Руси.

1429 год
Русские, греческие монахи и купцы из Генуи завезли спирт «аквавита» в большом количестве. Зелье не произвело особого впечатления. Более того, оно было признано вредным и его запретили ввозить в Московское государство.

1648 год
В Российской империи вспыхнул «кабацкий бунт», в котором участвовало более 500 человек, 200 из которых принадлежали к православному духовенству. Бунт начался из-за неспособности городской бедноты платить по кабацким долгам. Восстание народа против пьянства было жестоко подавлено.

1652 год
Царь Алексей Михайлович под давлением духовенства созывает Земский собор, получивший название «собора о кабаках». После собора выходит Указ, ограничивающий число питейных заведений. В указе, в частности, говорилось: «продавать водку только по одной чарке человеку». Продавать алкоголь «питухам», то есть пьющим, а также всем во время постов, по средам, пятницам и воскресеньям запрещалось. Цена на водку повышается более чем в два раза. Кабаки переименовываются в «кружечные дворы».

1755 год
Императрица Екатерина II своим указом определяет винокурение как исключительную привилегию дворян и вводит так называемую откупную систему. Суть ее сводилась к тому, что деньги в казну собирались не с выпитого в кабаках, а с будущего проданного условного ведра водки. То есть откупщик заранее отдавал в казну деньги за право продавать крепкое спиртное. Взамен производители получали монопольное право продавать водку на определённой территории по любой цене.

1863 год
Император Александр II, чтобы увеличить сборы в казну, пошёл на реформу питейного дела и ввел новую систему продажи, получившую название акцизной. Производить водку и торговать ею разрешалось любым состоятельным лицам. Начинается массовое промышленное производство крепкого спиртного в условиях свободной конкуренции. Водка становится дешевой. На каждом шагу явились новые кабаки. Потребление спиртного взлетает вдвое.

1894 год
Правительство Александра III из-за широкого недовольства населения алкоголизацией, олицетворявшейся частными кабаками, вводит государственную монополию на очистку спирта и торговлю крепкими спиртными напитками. Винокуренные заводы могли принадлежать частным предпринимателям, однако производимый ими спирт покупался казной, проходил очистку на государственных складах. Водку продавали только в казенных лавках, исключительно в закупоренной таре и только на вынос.

1914 год
В начале Первой мировой войны император Николай II издает указ о запрещении производства и продажи всех видов алкогольной продукции на всей территории России. До этого времени ни в одной стране мира подобных радикальных мер не было. За первые годы войны потребление алкоголя в стране сократилось в несколько раз. Снизилось число нарушений общественного порядка, прогулов, повысилась производительность труда на промышленных предприятиях.

1917 год
В городах России — дефицит продуктов питания. Крестьяне в селах тем временем перерабатывают свои излишки продовольствия на самогон. Чтобы прекратить это дело, Советское государство предает военно-революционному суду лиц, занимающихся производством или продажей самогона. По данным ВЧК-НКВД в те годы было возбуждено свыше 500 тысяч уголовных дел по самогоноварению. Многие приговаривались к расстрелу.

Содержание

История пьянства в России: от древности к современности

Можно ли в современном российском обществе представить себе человека, который бы в течение своей жизни ни разу не сталкивался бы с проблемой пьянства? К огромному сожалению, вряд ли. Прямо или косвенно, но алкоголь прочно вошел в нашу жизнь и убираться из нее в ближайшем будущем не собирается. Ведь даже если человек совершенно не пьет сам, то избежать контакта с пьяными практически невозможно: с одинаковой вероятностью с ними можно столкнуться и в общественном транспорте, и в местах общественного отдыха, и во дворе, рядом с детской площадкой.

Пьянство в России давно перестало быть проблемой отдельно взятой семьи и стало проблемой общества. Да и может ли быть иначе, если средь бела дня на улице часто можно натолкнуться на мирно или не совсем мирно почивающее на земле тело, перебравшее хмельного напитка. А о совершенных в пьяном угаре преступлениях не слышал, наверное, только глухой.

Зачем человек пьет?

Любому человеку, если только он не алкоголик в запое, чтобы выпить, нужен какой-нибудь побудительный мотив. Поэтому он придумал себе несколько удобных оправданий “на все случаи жизни”, чтобы в любой момент можно было опрокинуть рюмку-другую.

В холода люди зачастую пропускают рюмочку, чтобы согреться. Алкоголь действительно имеет свойство расширять кровеносные сосуды и увеличивать кровообращение, вследствие чего человеку становится теплее. Но беда в том, что русская душа очень часто не приемлет слова “довольно”. Поэтому “между первой и второй перерывчик небольшой”, а там третью “за милых дам” грех не выпить до дна, а в конечном результате такой “сугрев” заканчивается в больнице с отмороженными руками-ногами, а то и похуже – в морге.

Также часто любители выпить оправдываются тем, что в небольших дозах спирт имеет лечебные свойства при простуде, сердечно-сосудистых заболеваниях и болезнях желудочно-кишечного тракта. Причем нередко это в частных беседах подтверждают и сами врачи. Но так ли это на самом деле? В медицине спирт используют только как дезинфицирующее средство, и ни один врач официально не выпишет больному рецепт на спиртное для приема внутрь.

Употребление хмельных напитков в древней Руси

В языческую эпоху употребление хмельных напитков на Руси было в основном на праздниках (пиры, тризны, игрища). Основным сырьем для хмельных напитков в то время был мед, поэтому хмельные напитки были скорее бодрящими, чем опьяняющими: брага, медовуха, пиво. С Х века к ним добавилось и пришедшее из Византии виноградное вино.

Прием хмельных напитков обычно сопровождался обильной трапезой, поэтому особого ущерба для здоровья не представлял. Помните окончание многих народных сказок? “И мы там были, мед-пиво пили, по усам текло, а в рот не попало”.

В одной из первых древнерусских литературных памяток, “Повести временных лет”, креститель Руси, великий князь Киевский Владимир, выбирая, какую религию принять языческой Руси, сразу же отверг мусульманство, обосновав это такими словами: “Руси есть веселие пити, не можем без того быти”.

Может быть, князь не в последнюю очередь потому и выбрал православие, что православная церковь никогда не запрещала пить вино, хотя и требовала умеренности в выпитом. И пусть это шутка, но факт налицо: благодаря этой “Повести…” документальная история употребления хмельных напитков на Руси насчитывает более 1000 лет.

Историческая справедливость требует уточнить, что со времен Владимира Великого и вплоть до начала ХІV века на Руси пили или перебродивший мед, или хмельные напитки из сока винограда. Но поражает истинно русское разнообразие таких напитков: березовица, мед, сита, сикера, квас, вино!

Однако нет ни одного письменного свидетельства домосковской Руси, в котором бы говорилось, что пьянство приняло массовый характер, превратившись в социальную проблему. Употребление алкогольных напитков в то время было скорее ритуальным действием, производившимся по случаю важных событий: праздников, свадеб, поминок, т.е. было эпизодическим, к тому же с обильной и разнообразной закуской.

Патриархальный уклад жизни Киевской Руси сдерживал распространение пьянства. В те времена старики такими словами напутствовали молодежь: “Пейте вино веселия ради, а не для пьянства; пейте, да не упивайтесь”.

Может, поэтому в странах, где и в современном обществе сохранились и в наши дни древние традиции (Китай, Япония), нет столь ярко выраженной проблемы пьянства как социального явления, хотя алкогольные напитки в них не менее доступны, чем в России.

Московская Русь: начало пьянства

В первой половине ХІV века на Руси в повседневном обиходе появляются такие обозначения, как “вареное вино”, “горячее вино”, “хлебное вино”. Это уже не перебродившие мед или виноградный сок, а алкогольный напиток, полученный способом перегонки, или попросту самогон.

Когда в России начали гнать водку, точно не известно. Исторические документы свидетельствуют о том, что перерабатывать рожь и получать из нее ржаной спирт в России начали во временном промежутке с 1448 по 1474 г. Документально зафиксированный факт, что в 1533 г. в Москве по приказу Ивана Грозного был открыт первый в России “царев кабак”.

Однако напиваться каждый день в то время в нем было привилегией царских опричников. Простолюдинам разрешалось отвести душу только на Рождество, Дмитровскую субботу и Святую неделю. В другие дни попавшихся пьяниц били батогами, а “особо отличившихся” могли и в тюрьму посадить.

Пьянство как экономическое явление в России начинается с середины ХVІ века. В 1555 г. царь Иван Грозный шлет предписание своим наместникам повсеместно заводить “царевы кабаки”. Самое страшное то, что в этих кабаках высочайшим повелением разрешалось только лишь пить, а есть запрещалось. Нетрудно представить, как быстро в таком заведении человек пьянел и в хмельном угаре пропивал все ценное, что было при нем, а очень часто и на нем.

Если учесть, что к этому времени простолюдинам, крестьянам и посадским, запрещено было под страхом казни готовить дома традиционные для русского общества брагу, пиво и хмельной квас, не говоря уже о самогоне, то понятно, что такие кабаки изначально предназначались для простонародья.

Благодаря кабакам спаивание русского народа было поставлено на широкую ногу. Весь доход от торговли спиртным в этих кабаках поступал исключительно в царскую казну – это и было движущей силой питейной политики России в этот период.

Взошедший после смерти Ивана Грозного на престол Борис Годунов окончательно утвердил монополию государства в торговле водкой, уничтожив на всей территории Русского государства традиционные древнерусские корчмы, в которых прохожий мог не только выпить, но и поесть. В 1598 г. царским указом частным лицам, невзирая на социальное положение и прошлые заслуги, было запрещено торговать водкой.

Меньше чем через столетие пьянство стало настоящим бичом русского общества. Автор написанного в первой половине ХVІІ века «Описания путешествия в Московию» прусский ученый и дипломат Адам Олеарий поражался, что порок пьянства настолько распространен во всех сословиях московитов, как у духовных, так и у светских, среди мужчин и женщин, молодых и старых, что на валяющихся на улице в пыли пьяных никто уже не обращает внимание – настолько все привыкли к таким картинам.

Знакомая картина и в наши дни, не правда ли? Причина такого повсеместного пьянства была заложена в традиционных для русского народа радушии и гостеприимстве. На это прямо указывал в изданных в 1615 г. “Московских хрониках” шведский дипломат Питер Петрей. По его словам, тому, кто не пьет без остановки, не место среди русских. Если человек пьет меньше, чем русским бы хотелось, они таким человеком очень недовольны. Но если вы в состоянии выпить все, что вам нальют, русские к вам будут относиться, как к лучшему другу.

Исторический опыт борьбы с пьянством в России

В 1648 г. по многим крупным городам России прокатились “кабацкие бунты”. Их причиной стала неспособность простолюдинов платить в кабаках долги за выпитое. Да и в целях экономии качество продаваемых в этих кабаках водки стало отвратительным. О размахе и силе этих бунтов можно судить хотя бы по тому историческому факту, что для их подавления пришлось использовать войско.

Под влиянием патриарха Никона, имевшего огромное влияние на царя, царь Алексей Михайлович в 1652 г. созвал Земский собор, известный в истории России как “собор о кабаках”. После завершения собора выходит царский указ, которым ограничивалось число питейных заведений в городах. Также в этом указе были определены дни, в которые запрещалась продажа вина, общим числом более 180.

Получается, что, согласно этому Указу, русский человек полгода поневоле должен был соблюдать воздержание от спиртного. Также запрещалась продажа водки в долг и введена норма отпуска водки на одного человека – 1 чарка (в то время вмещала 143,5 г). К тому же цена на водку повышалась втрое.

По настоянию патриарха Никона особам “священнического и иноческого” чина продажа водки и вовсе была запрещена. Церковь на своих служениях значительно усилила проповеди о греховности и вреде пьянства. И такие меры дали положительный результат: отношение к пьяницам не только в церковных, но и в светских сословиях из иронично-дружелюбного превратилось в негативное.

Это интересно:  Совместимость Адаптола и алкоголя

Царский указ должен был неукоснительно выполняться. Но на историческую сцену вышла, как и не раз потом в дальнейшей истории России, очень мощная сила – экономическая выгода. Доход от водки стал к тому времени одним из главных источников пополнения царской казны. Сократить же потребление водки и при этом увеличить поступление в казну от ее продажи – задача непосильная даже для сегодняшних экономистов, что уж говорить о середине ХVІІ века!

Поэтому нет ничего удивительного в том, что царский указ строго соблюдался меньше 7 лет, а число кабаков, вопреки указу, так и не сократилось. Как и не раз потом в будущем, когда началось значительное уменьшение выручки от водки в казну, интересы государственной казны были поставлены выше интересов простого человека.

Все же следует заметить, что до царствования Петра І пьянство было распространено по большей части среди малоимущих классов, так как им приходилось свою потребность в спиртном утолять в силой навязанных кабаках. Среди аристократов и купечества пьяниц было сравнительно мало, не в последнюю очередь потому, что им было разрешено пить вино дома, где всегда присутствовала хорошая закуска.

Преимущества отрезвления народа

Если говорить о самом удачном опыте борьбы с пьянством в России, то это была кампания за трезвость, начатая в 1914 г. царским указом: на период мобилизации была запрещена продажа спиртного.

В дальнейшем право решать, торговать алкогольными напитками или нет, было передано на усмотрение местных общин. “Волею Государя право решения вопроса быть или не быть трезвости во время войны Нами было предоставлено мудрости и совести самого народа”.

Результаты такого решения стали неожиданностью даже для правительства России. Большинство регионов царский запрет поддержали. Статистика неумолима: за год употребление алкоголя уменьшилось в 24 раза – с 4,7 л/чел. в 1913 г. до 0,2 л/чел. в 1915 г.

Этот уникальный в истории человечества опыт отрезвления считавшегося безнадежной пьяницей многомиллионного народа дал поистине ошеломляющие результаты, напрочь опровергающие утверждение, что пьянство выгодно для государства.

Десятки и сотни миллионов рублей, прежде безнадежно тратившиеся на выпивку, поступили в сберегательные кассы и кассы взаимопомощи, значительно увеличилась покупательская способность населения, а производительность труда настолько возросла, что по экономическому росту Россия вышла в мировые лидеры. Появилась реальная возможность провести в ближайшем будущем крупномасштабные финансовые реформы. Но мировая война и последовавшая за ней революция не дали возможности их осуществить.

Социальная проблема пьянства в современной России

Сегодня это большая, глобальная проблема. Всемирная организация здравоохранения признала уровень в 8 литров потребления алкоголя на человека особо опасным для здоровья людей. И утешать себя ложной гордостью типа “что для русского хорошо, то для немца смерть” бесполезно и бессмысленно. Нужно смотреть правде в лицо – в современной России свирепствует эпидемия алкоголизма.

Нет никаких оснований говорить, что раньше тоже так было. Нынешние масштабы пьянства в России не идут ни в какое сравнение с тем, что было раньше. Статистика оперирует сухими цифрами. 0,2 л потребления алкоголя на душу населения в 1915 г. и 18 л чистого алкоголя на человека в 2010 г.

Меньше чем за сто лет количество потребляемого на человека алкоголя увеличилось в 90 (!) раз.

Россия давно и прочно занимает первое место в мире по потреблению алкоголя.

За этими цифрами стоят сотни тысяч разрушенных пьянством семей, миллионы искалеченных судеб. Ведь не только по уровню потребления алкоголя, но практически по всем связанным с алкоголем позициям: заболеваемости алкоголизмом, смертности от алкоголизма, преступлениям на почве злоупотребления алкоголем, женскому и подростковому алкоголизму – Россия в мировых лидерах.

Ежегодно в России непосредственно от пьянства умирает от 90 до 100 тыс. человек. Из них около 10 тыс. умирают от алкогольной болезни, около 35 тыс. – от отравления некачественным алкоголем. Около 25 тыс. погибают в авариях по вине пьяных водителей, и примерно сколько же – от рук пьяных преступников.

Маленький лучик надежды

Немного снизились показатели заболеваемости и смертности от алкоголизма. Очень хочется верить, что это начало оздоровления нашего общества. Но успокаиваться еще слишком рано. Ведь в истории России есть множество примеров, когда начиналось все хорошо, а заканчивалось – как всегда. Очень не хотелось бы, чтобы так случилось и на этот раз.

Те же сухие цифры статистики свидетельствуют о том, что алкоголизм в последние годы имеет тенденцию к омолаживанию, т.е. алкоголизмом заболевает все больше молодых людей. А это будущее страны, причем в большинстве своем потерянное будущее.

Но все же хочется верить, что эти маленькие сдвиги обозначили точку поворота. И что объединенными усилиями правительства и широкой общественности удастся отвести от края алкогольной пропасти сотни тысяч, если не миллионы людей.

Главное – помнить, что нельзя позволять себе быть равнодушными. Ведь пока в наших душах живет любовь к ближнему, мы изменяем мир вокруг себя, делаем его хотя бы чуточку светлее и добрее и вместе с изменившимся миром изменяемся сами. Если же мы позволим нашим душам одеться в броню равнодушия, мир вокруг нас медленно умрет. И мы умрем вместе с ним.

Алкоголизм и его история развития на территории России

Многие склонны думать, что алкоголизм в России существовал всегда. Но это не так. Когда-то русские считались самой трезвой нацией в мире.

Древние времена

Слово «алкоголь» пришло к нам из арабского языка и изначально означало «пудра, порошок». Имеются исторические свидетельства, что с алкогольной продукцией люди знакомы с древних времен, когда для того, чтобы утолить жажду, пили мед и сок из забродивших фруктов и ягод. Только с возникновением посуды из керамики появилась возможность изготавливать слабые алкогольные напитки, в том числе из винограда.

Жители Рима готовили алкоголь из виноградных ягод. Об этом чудесном напитке складывали легенды, упоминали в мифах, посвящали праздники, на которых царила атмосфера веселья. Крепость алкоголя той эпохи не превышала 20 градусов.

До прихода христианства в Киевской Руси алкоголь употребляли только на языческих празднествах. Мед тогда являлся основой всех алкогольных напитков, и поэтому традиционная выпивка была слабой: брага, медовуха, квас, пиво, а чуть позже и вино на основе винограда. К тому же обильная выпивка сопровождалась плотным обедом или ужином, что не давало алкоголю возможность сильно навредить здоровью.

Так продолжалось до XVI века, пока Иван IV не завел «царевы кабаки», в которых продавались вино, брага, мед, квас, пиво, в начале в столице для представителей опричного войска, а потом повсеместно. Такими кабаками управляли должностные лица — целовальники, принявшие присягу о полном поступлении в казну доходов от торговли спиртным.

Водка, которая несправедливо считается исконно русским напитком, появилась в России в это же время. Её завезли купцы-генуэзцы. Употреблять водку русские стали как раз в таких «царевых кабаках», созданных Иваном Грозным. Правда, изначально крепость алкогольного напитка была низкой, всего 14 О крепости. До конца XIX столетия водку и иной алкоголь можно было приобрести исключительно в питейных заведениях.

Пагубную привычку всеобщего распития водки в России начал внедрять Пётр I, сам являющийся большим любителем выпивки. Водку он привез из Швеции. До Романовых россияне считались самой трезвой нацией в мире, а алкоголизм в России считался порочным занятием.

Но и после Петра I государство активно занималось развитием виноделия. Павел I назначил экспедицию по изучению возможностей расширения этого дела в Астрахани. В помощь специалистам в 1806 году там основали первое в стране училище виноградарства и виноделия. При императоре Александре II русский народ начал спиваться. Этому поспособствовало и развитие капитализма, и введение акцизной системы. Количество кабаков увеличивалось, водка подешевела.

С середины 19 столетия началось Трезвенническое движение. То тут, то там в России открываются общества трезвости, возникают бунты, на которых народ требует закрытия кабаков и покончить с алкоголем. Первые общества трезвости были организованы в Смоленской, Виленской и Ковенской губерниях. Движение народа за идеи трезвости стало частью народной революционной борьбы.

В 1895 году министр Витте провел в России несколько алкогольных реформ, в частности спиртное начали отпускать исключительно в упакованном виде и мелкой расфасовке. Народ отныне стал пить водку не только в заведениях, но и дома, что ещё сильнее усугубило проблему. Статистика алкоголизма в царской России ухудшается. Есть семьи, в которых пьют алкоголь от поколения к поколению. В 1897 году был создан Комитет по борьбе с алкоголизмом.

1914 год запомнился тем, что реализованы не использовавшиеся ранее радикальные методы. Перед началом I мировой войны «водочные деньги» давали огромный доход казне, но при этом вред народу и экономике наносили не менее сильный. Николай II объявляет строгий запрет на изготовление, а также торговлю любым алкоголем. Потребление алкогольной продукции на территории страны с огромной скоростью пошло на убыль.

Получив всю власть после революции в октябре 17-го, большевики начали активную борьбу с самогоноварением и зависимостью от алкогольной продукции. В декабре этого же года власть продлила существовавший со времен царя запрет на торговлю водкой.

Октябрьская революция, а также войны — I мировая и Гражданская — привели к нехватке продовольствия в городах. Разрушенные деревни не могут обеспечить городские поселения продукцией в обмен на промтовары. Остатки продуктов в селах идут на нелегальное изготовление алкогольной продукции.

Чтобы остановить перегонку излишков еды в алкоголь, Советы сначала от имени ВРК, а затем — Совнаркома РСФСР ведут борьбу с подпольным самогоноварением и изготовлением водки. Наказание серьезное – все провинившиеся идут под суд, причем не только за изготовление и торговлю, а также за покупку и употребление. Данные Всероссийской Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем НКВД свидетельствуют, что в первые годы советской власти было открыто свыше полмиллиона уголовных дел по статье самогоноварения. Но число самогонщиков не уменьшалось, а увеличивалось, несмотря на строгие меры.

Большевики решились на переворот в «пьяной» политике и разрешили производство и продажу слабых алкогольных вин (до 14 градусов). В 1922 году были допущены к продаже крепленые вина 17–20°, через год — 25°, ещё через год— 30°, а в 25-м году большевики отменили запрет на оборот 40°-ной водки, введя водочную госмонополию. Начинает лидировать финансовая мотивация.

Далее главная тема — индустриализация страны, нужны новые герои и подвиги. А пьяные труженики вряд ли смогут совершать геройские поступки. В 1929 году развертывается антиалкогольная кампания. В 30-е годы страна строит социализм, и алкоголь никак не вписывается в красивую картину будущего счастья.

Статистика потребления алкоголя в России радовала снижающимися цифрами в годы перед началом войны и, в основном, это можно объяснить жесткой дисциплиной и уголовным преследованием за нарушения.

Но в военные годы и после ВОВ в России начался новый виток роста алкоголизма. Армия снабжалась водкой в огромном объёме, на ежедневной основе бойцам давали «наркомовские 100 грамм», или «ворошиловский паек». Впоследствии эта мера критиковалась, так как водка не помогала в наступательных действиях, а, напротив, мешала, иногда вызываю анархию в войсках.

Многие уже не смогли вернуться в обычную жизнь без привычных «наркомовских». Так, после ВОВ, Россия получила новую партию зависимых от алкоголя людей.

В послевоенные годы «пьяные деньги» были очень нужны советскому государству на фоне тяжелого экономического положения, связанного с восстановлением разрушенного агросектора и промышленности, гонки вооружений между СССР и США и Холодной войны. Поэтому речи о сокращении производства алкогольной продукции в России не шло.

В 58-м году Хрущев сделал попытку добиться сокращения алкоголиков путем запрета торговли спиртным на розлив. Данный запрет не дал позитивного результата, а, напротив, спровоцировал дальнейшее ухудшение статистики. Потребление алкоголя переместилось из пивных и кафе на улицу. Мужчины перестали пить водку с закуской, распивать стали в общественных местах. Для населения такое поведение стало обыденным. К 1970 году душевое потребление алкоголя в год в России равнялось 6,7 л., что почти на 4 литра выше, чем было десять лет назад.

Хрущев запретил торговлю спиртным на розлив

Борьба с алкоголизмом в России продолжилась при Брежневе. Следующая массовая антиалкогольная деятельность с призывом «Пьянству-бой!» началась в 1972-м. Планировалось сократить производство высокоградусного алкоголя, но увеличить долю пивных, винных и б/а напитков. Также были подняты цены на алкоголь и ограничено время торговли. Создаются ЛТП – спецучреждения для насильственного лечения и «терапии трудом» зависимых от алкоголя людей.

Кампания потерпела фиаско, так как экономика уже давно прочно «сидела на алкогольной игле». Помимо этого, ради получения дополнительной прибыли изготовление дешевого алкоголя из фруктов и ягод было увеличено вдвое.

Изготовление и употребление алкогольной продукции в СССР продолжают расти. Женщины и молодежь по количеству выпиваемого алкоголя стремительно приближаются к доле мужчин. Спиртное проникает на работу, в дом, в партнерские отношения. Это явление в обществе все меньше считается неприемлемым, отношение – всё более нейтральное. Растет процент преступлений на почве алкогольного опьянения.

К середине 80-х проблема алкоголизма представляет собой национальную трагедию – люди гибнут массово. Годовое объем употребляемого алкоголя на человека составляет 11,9–17,8 л. СССР занял I место по данному показателю среди европейских стран.

Усилилось отставание по длительности жизни советских мужчин от западных стран. Но данные были засекречены, поскольку совсем не соответствовали позитивному образу советского гражданина.

В начальный период своей власти Горбачев попытался жесткими запретами снизить производство и продажу алкоголя на территории страны. В 1985 году 17 мая по радио- и телевещанию, а также в СМИ было объявлено постановление ЦК, вошедшее в учебники истории под названием «сухой закон». Алкоголь разрешили продавать только в определенных местах, в отведенное время. Руководителям и членам Партии запрещалось злоупотреблять алкоголем под страхом исключения из КПСС.

Это интересно:  Акции в Магните с 11 по 17 июля 2019 года

В самом начале «сухой закон» в России показал положительные итоги. Потребление алкоголя снизилось до 11,5 л на душу в год. Впервые за долгие годы смертность населения пошла на убыль, а средняя продолжительность жизни показала рост. Понизился уровень преступности, демографические показатели стали расти вверх.

Одновременно яркими красками проявилась ужасная картина потребности в алкоголе огромной части нации практически на биологическом уровне: расцвело самогоноварение, люди прогуливали работу, учебу, стоя в длинных очередях за водкой. А те, у кого не было денег, начали употреблять клей, одеколон, химические средства. Теневой бизнес по производству нелегальной водки процветал.

Мужской и женский алкоголизм процветали, как и алкоголизм среди молодежи. В неблагополучных семьях даже дети пьют алкоголь.

Реформаторы ожидали совсем не такого эффекта. Плюс ко всему – взрыв на Чернобыльской АЭС, падение цен на нефть. И бюджет стал дефицитным, недополучив огромные средства от продажи алкогольной продукции.

Всё это вынудило в 1988 году свернуть антиалкогольную кампанию. Из-за ошибок местных администраций в период данной антиалкогольной кампании пострадало больше всего производство пива и вина. Многие пивные заводы приостановили работу, были вырублены огромные площади виноградников в Молдавской и Украинской ССР.

Алкоголь в современной России

Сразу после развала СССР Ельцин произвел отмену монополии государства на алкогольную продукцию и ввел акцизы. Это породило массовый ввоз дешевого «левого» спирта в Россию.

Алкогольную продукцию мог достать любой человек, независимо от возраста, покупаемого количества и времени суток.

Сильнейший экономический кризис августа 98 г. в России поспособствовал изменению структуры употребления алкогольных напитков. Дешевый импортный спирт теперь стал дорогим за счет скачка курса валют, и доля 40 о начала падать. Началось развитие пивоварения и виноделия, изготавливающих продукцию на отечественном сырье. Кризис вынудил хотя бы частично восстановить госмонополию на алкогольную продукцию.

Борьба с алкоголизмом в РФ в настоящее время

30 декабря 2009 г. Правительством России была одобрена Концепция реализации политики государства по уменьшению масштабов употребления алкоголя в России и профилактике. Планируется, что она поможет снизить прием алкоголя вдвое.

Для этого в России разработаны следующие меры:

  • усиленная пропаганда ЗОЖ среди взрослого населения, а также молодежи и детей;
  • полный запрет на рекламирование алкогольной продукции, даже скрытое;
  • ограничения проведения фестивалей и конкурсов, связанных с алкогольной темой;
  • поднятие минимального возраста для покупки крепкого алкоголя до 21 года, пиво и слабое вино – до достижения совершеннолетия;
  • ограничение розничной торговли алкоголем;
  • увеличение акциза на этиловый спирт;
  • запрет торговли алкогольными напитками крепче 0,5% в ночное время;
  • ужесточение ответственности за любые нарушения в сфере производства и продажи алкогольной продукции;
  • поддержка различных общественных и религиозных организаций, пропагандирующих отказ от алкоголя;
  • ограничения на розничную продажу алкоголя.

Цели в концепции прописаны весьма амбициозные. Так, к 2020 г. ожидается снизить уровень алкоголизма ровно вдвое и продолжить улучшать статистику алкоголизма в России. Таким образом, авторы проекта заявляют, что смогут победить алкоголизм как социальную проблему и развить культуру употребления алкоголя.

Статистика употребления алкоголя в СССР и России

Статистические данные (2016-2017 гг)

Никто не знает точную цифру, сколько в России алкоголиков. Но специалисты сообщают, что общая численность граждан, зависимых от алкоголизма, около 7 млн. Около 50% несчастных случаев на транспорте происходит по причине алкогольного опьянения. В России мужчины живут на порядок меньше, чем в Америке и Европе. Причина кроется в зависимости от алкоголя.

Потребление алкоголя среди наших соотечественников начинает уменьшаться. Об этом говорят и цифры потребления алкоголя в России по годам. Воспользовавшись цифрами, предоставленными Росстатом и ВОЗ, можно увидеть подтверждение этому. Вот иллюстрация того, как менялся объем проданной алкогольной продукции гражданам России (в млн декалитра): 2014 год: 72, через год — 65; в 2016 – 64,5.

2015 отличился падением в России уровня подушевого приема спиртного на 2 литра (с 13,6). А если сравнивать 2011 и 2016 годы, то уровень упал почти на треть – с 18 л.

Роспотребнадзор заявляет о снижении объёма употребляемого алкоголя. По информации от этой службы, в России прошлом году более чем на треть снизилось число пациентов, взятых на медицинский контроль с диагнозом «алкоголизм», установленным впервые. Также на 23% упало количество больных алкоголизмом, числящихся на учете в специальных клиниках. В добавок ко всему с 2009 года количество случаев острых алкогольных отравлений в России понизилось на треть.

Проблема алкоголизма в России не преувеличена. Ситуация критичная и приняла огромные масштабы. Как бы ни старалось государство, эффективной борьбы против алкоголизма не получится, если не изменить само отношение граждан России к алкоголю. Каждый должен осознать эту ответственность и начать с себя. Взрослых уже не изменить, но алкоголизм в молодежной среде можно победить, и уже через несколько поколений мы получим ответственную, здоровую и трезвую нацию.

История алкоголизма в России: даты, факты и размышления

Познавательная статья о пристрастии граждан земли русской к спиртным напиткам. Есть ли закономерности этого повального явления?

Пьющая Россия: менталитет, мода или древнейшие закономерности развития страны?

Шекспировскую дилемму «быть или не быть» на русский манер можно переиначить как «пить или не пить». Современная Россия с удовольствием перенимает благородные повадки Запада и имеет многолетний авторитет в международной научной сфере. Однако как ни крути, в глазах народов других стран мы по-прежнему определяемся несложной комбинацией — матрешка-водка-медведь.

А всегда ли Россия страдала от повального употребления спиртного, нежелания проходить лечение алкоголизма и стремления давать почву для ежедневных криминальных сводок, спровоцированных хмельным состоянием? Давайте попытаемся найти ответ на вопрос, взглянув на проблему сквозь призму истории.

Алкоголизм на Руси: как все начиналось.

За начало отсчета эпохи алкоголизма на Руси принято брать XVI век, когда из-за границы хлынули караваны вина и. водки. Многие сейчас могут принять последнюю за опечатку и несостыковку во времени, приписывая заслуги по изобретению «сорокоградусной» Дмитрию Ивановичу Менделееву. Однако существует мнение, что на самом деле водка появилась значительно раньше. Точной даты никто назвать не может, да и разные источники называют разных авторов этого напитка. Один из них — арабский врач Парес, который придумал аналог водки еще в 860 году. Исключительно для благородных медицинских целей.

Менделеев действительно сделал некоторый вклад в 1865 году, защитив «Рассуждение о соединении спирта с водою». Но своей научной работой он попытался определить идеальное соотношение двух этих жидкостей для пищевых, если так можно выразиться, нужд. На лавры первооткрывателя он совершенно не претендовал. Однако это событие обросло множеством лирических отступлений, которые в конечном итоге сделали отцом водки именно этого выдающегося химика.

В начале ХХ века производство и распитие спиртных напитков в России было под запретом. Правительство желало промышленной революции, научных открытий и повышения уровня знаний населения. Сухой закон в полной мере был принят в 1914 году и просуществовал вплоть до 1925 года.

Именно в середине 20-ых годов Сталин и Политбюро приняли решение о прекращении действия данного закона на территории всего СССР. Официальной версией сам вождь называл необходимость восстановления после Первой мировой войны и временное введение монополии на водку с целью стимулирования экономики. Однако в народе поговаривали, что «добро» на спиртное было дано только из личных соображений и капризов Иосифа Виссарионовича: на его родине, в Грузии, употребление вина было древней почитаемой традицией. Отсюда несложно догадаться, каким было отношение Сталина к алкоголю. А культ личности надиктовывал обществу определенную моду на многие вещи.

Далее была затяжная и беспощадная Великая Отечественная война (ВОВ), которая сильно пошатнула физическое и психическое состояние всего русского народа. Ежедневно солдаты уходили на фронт, принимая в обязательном порядке «наркомовские 100 грамм» — для поднятия духа и притупления чувства страха перед запахом смерти.

После того, как Юрий Левитан на всю страну объявил о победе на фашистскими захватчиками, страну охватила эйфория. Наступило долгожданное время надежд и планов на будущее. Народ стал массово расслабляться, «зализывая раны» и потери не без помощи водки. Русский дух почувствовал свободу, однако для нервной системы резкие, пусть даже и столь благополучные перемены были настоящим испытанием. В итоге в первые несколько лет после окончания ВОВ резко возросло число регулярно пьющих граждан.

Дальше — больше. Во времена Никиты Сергеевича Хрущева социальными проблемами заниматься было некогда. Партия судорожно развивала сельское хозяйство, пытаясь утереть нос Соединенным Штатам Америки. А пришедший после Хрущева Леонид Ильич Брежнев застолья уважал, поэтому его пристрастия аккуратно проецировались на население, которое считало времена его правления золотыми, спокойными и стабильными.

ЛТП — неоднозначная аббревиатура, помогавшая искоренить алкоголизм

Однако кое-какие меры по борьбе с пьянством все же предпринимались. В 1964 в Казахской ССР был открыт первый лечебно-трудовой профилакторий (ЛТП), который являлся специализированным исправительным учреждением, предназначавшимся для больных алкоголизмом и наркоманией. С 1974 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «О принудительном лечении и трудовом воспитании хронических алкоголиков» в «вытрезвляющую ссылку» отправлялись все, кто частенько нарушал трудовую дисциплину или общепринятый порядок жизни советского гражданина. Сроки были весьма убедительные: человек мог проводить там около 2 лет.

Полное избавление от зависимости и социальная реабилитация — вот основные задачи, которые должны были нести свет в общество. Однако те, кто были знакомы с «кухней» ЛТП, говорили, что на самом деле больные алкоголизмом и наркоманией являлись подопытным материалом для многочисленных исследований, которые не всегда носили гуманный характер.

Так или иначе, но профилактории просуществовали до 1994 года. Хотя в некоторых странах постсоветского пространства, например, в Туркмении и Белоруссии, они осуществляют свою деятельность по сей день. Их постояльцами являются граждане, чье поведение характеризуется повышенной агрессией и может иметь криминальную окраску.

Сухой закон: история о том, как алкоголю удавалось «выходить сухим из воды»

Знаменитый cухой закон, времена которого стали поводом для многочисленных анекдотов и баек, был принят в мае 1985 года Указом «О мерах по преодолению пьянства» (имеет множество формулировок в разных источниках). Согласно ему, закрывалось большинство точек по продаже алкоголя, а те, что имели право на реализацию спиртосодержащей жидкости, работали в сокращенном режиме — обычно с 14.00 до 19.00. И люди отпрашивались с работы, студенты прогуливали занятия, чтобы занять очереди и получить на руки хотя бы 1 бутылку водки.

Кроме этого, запрещалось распитие любого алкоголя в общественных местах и поездах дальнего следования, было решено закрыть множество рюмочных. Кстати говоря, последнее крайне негативно сказывалось на населении: раньше умница-работник станка торопился домой, забегал в питейное заведение, пропускал рюмочку-другую и на этом успокаивался. Теперь, если и была в его распоряжении емкость с хмельной жидкостью, то дома в неторопливой обстановке за кухонной полемикой он запросто мог за вечер незаметно для себя употребить все до последней капли.

Сухой закон предоставил огромное поле для деятельности мелким подпольным цехам, производивших некачественное спиртное и самогон. Общество не пренебрегало лосьонами и одеколонами, которые ждали их на прилавках аптек. Наверное несложно догадаться, что все это приводило к массовому отравлению людей, а нередко — к летальному исходу.

Конечно положительные тенденции от действия cухого закона тоже имелись: на 37% сократилась смертность; наблюдался настоящий беби-бум — в 1987 году родилось на 600 тысяч малышей больше, чем за предыдущий год. Однако каким-то однобоким по сути оказался регламент государственного проекта: полнейший запрет сопровождался агитацией за здоровый образ жизни и трезвый взгляд в светлое будущее. Но этого было недостаточно в сравнении с тем, как виртуозно массовая истерия запрета влияла на сознание людей.

Не стоит забывать и о принудительности участия в программе по оздоровлению нации от зеленого змия: вырубались целые плантации виноградника, многие сорта которого оказались навсегда утеряны. Нежелание идти с топором на собственный сад, годами выращиваемый невероятными усилиями, могло обернуться для «бунтерей» тюремным сроком до 15 лет.

Сухой закон оказался бездушным, направленным исключительно на показательную корректировку определенных статистических данных.

Новые программы — новые надежды: современный этап борьбы с алкоголизмом

Что было в начале 1990-ых многие помнят: это времена известной разрухи, дефицита абсолютно всех наименований продуктовой лавки. Впервые, со времен Великой Отечественной Войны, русский народ почувствовал себя брошенным и никому не нужным. Передел власти, повальное закрытие крупнейших, некогда перспективных заводов и целых отраслей и резкое изменение привычного быта привели к тому, что миллионы людей оставались без работы и тихо ждали участи в своих домах. Сказать, что люди начали сильно пить — не сказать ничего. Это был сильнейший национальный стресс, который уничтожал представителей сразу нескольких поколений.

Приход на русские земли демократии дал развитие частным заводам по производству и реализации алкоголя. В настоящий момент на витринах магазинов горделиво выстроились банки и бутылки с доступным спиртным, что должно было притупить интерес к нему. Однако отголоски многих антиалкогольных экспериментов отразились на духовном состоянии граждан. Пьют часто, пьют помногу, пьют взрослые и юные школьники.

В последние годы государство всячески пытается развивать борьбу с алкоголизмом. Только за этот год было принято несколько весомых поправок в уже существующие законы. Они содержат явный намек на «сухость»: например, введены запреты на продажу крепкого алкоголя в ночное время суток. Однако успех этих мероприятий кроется в грамотной социальной политике и, как вариант, — внедрении обновленной карательной системы по отношению не только к юридическим лицам, но и непосредственно продавцам, которые в попытках повысить прибыль торговой точки не скупятся делать ставки ценой в собственную свободу.

Алкоголизм и трезвость в Дореволюционной России

В истории царской России славянские народы явили сознательную трезвость! В царской России они устраивали антиалкогольные бунты, интеллигенция призывала власть к борьбе с зелёным змием! Одни из первых антиалкогольных выступлений — крестьянские бунты 1858 года. В 1858—1859 годах в 32 губерниях России прокатились антиалкогольные бунты с требованием закрыть все кабаки. Под давлением общественности Царь Александр III был вынужден ограничить торговлю водкой. Н. А. Добролюбов писал: «Сотни тысяч народа в каких-нибудь пять-шесть месяцев без всяких предварительных возбуждений и прокламаций, в разных концах обширного царства отказались от водки». Три года трезвой жизни закончились отменой крепостного права. Потом были антиалкогольные выступления русской интеллигенции во главе с Достоевским и Львом Толстым. В 1914-м был принят сухой закон, который действовал всю войну.

Это интересно:  Солнце на лето, зима на мороз: каким был законодательный декабрь

Известно, что восточные славяне в очень маленьких количествах потребляли алкогольные изделия, такие как мед, брага, пиво. Солод для варки пива славяне умели приготовлять с V-VI века, хмель же был известен им с Х века: о нем упоминается у Нестора. В XV и XVI веках потребление хмельного пива на Руси было уже настолько распространено, что царь вынужден был его ограничивать.

С XVII века крестьянам дозволялось варить пиво, брагу и мед для домашнего потребления только 4 раза в год, на праздники (рождество, пасха, Дмитриевская суббота и масленица), а также по поводу крестин и свадеб, почему и пирушки в эти праздники назывались особым пивцом. Но право такое давалось только отдельным крестьянам, которые повиновались богатым, выполняли оброк и барщину и обыкновенно на срок варки отводилось только 3 дня. По окончании этого времени кабацкий голова приходил и опечатывал оставшееся алкогольное питье до следующего праздника.

В домостроевских нормах Сильвестра (XVI) рекомендуется сыну и невестке не напиваться допьяна и следить за домочадцами. Митрополит Фотий в 1410 году запретил населению пить пиво до обеда. Исследователи отмечают, что пьянства как явления, разъедающего общественный организм, в домосковской Руси не было.

При царе Иване III право изготовлять спиртные изделия принадлежало казне, которая организовывала питейные заведения — корчмы. Содержание такой корчмы считалось вознаграждением царских вельмож, которые назначались в города в качестве воевод. Насаждение корчмы в городе обычно вызывало всплеск пьянства. Иван Ш издал правительственный Указ, запрещающий «гнусное пьянство». Согласно этому указу низшие слои населения могли пить только 4 раза в год. Запрещалось боярам и дворянам исполнять служебные обязанности в состоянии опьянения или подпития. В свободное же от службы время им пить спиртное разрешалось.

Иван IV (Грозный) поставил в Москве в 1552 году первый кабак. Увидев от этого нововведения большую прибыль для царской казны царь Иван IV предписывает наместникам областей ликвидировать частную виноторговлю (корчмы) и создавать повсеместно царевы кабаки. Царь за хорошую службу несколько позже раздает кабаки боярам. В конце ХVI века кабаки были созданы практически во всех городах, что и послужило большой материальной основой роста пьянства в Русском государстве. Само слово «Кабак» татарское, но в отличие от татарских постоялых дворов, в кабаках продавалась только водка. Кабаки содержались «на вере», то есть управлялись казной или отдавались на откуп «как государевой казне прибыльнее».

Быстрое распространение кабаков вызывало протесты и жалобы духовенства и народа, а иногда кабаки либо закрывались, либо уничтожались. С 1649 года казенная продажа алкоголя в России постепенно заменялась откупной системой. Откупщики получали монополию на торговлю спиртными изделиями и спаивали население в целях получения все большей и большей прибыли.

Во время царствования Алексея Михайловича по совету патриарха Никона в 1652 году на специально собранном церковном соборе о кабаках были введены некоторые ограничения в торговле спиртным, но объективно и эта мера способствовала спаиванию народа.

Народ приучался к кабаку не только экономическими мерами, но и физическими. Спутником кабака был так называемый правеж, то есть порка. Непосредственно перед казной отвечали дворяне и бояре (откупщики), но в случае долга они на порку выставляли вместо себя крестьян. Уже тогда царь решил бороться более жестоко с домашним производством спиртных изделий. У нарушителей предписывалось «сечь руки и ссылать в Сибирь».

Иные историки показывают Петра I борцом с пьянством. Другие утверждают, что царь всегда оставался царем, приверженцем своего класса и что он никогда не думал о народной трезвости. Петр I учредил орден служения Бахусу, первая заповедь которого была — напиваться каждодневно и не ложиться спать трезвым. Петр I добился того, что борцов с пьянством стали называть еретиками.

Основываясь на большом историческом материале один из первых русских исследователей этой проблемы И. Прыжов в книге «История кабаков в России» утверждал, что пьянство пришло на русскую землю «из вне». Да и само слово корчма иноязычного происхождения (польское). В 1740 году откупщиков уже называли компанейщиками (или еще их звали компанейцами), так как питейные сборы стали отдаваться «в компанию охочим людям». В 1740 году вокруг Москвы, чтобы ее жители пили только в царевых кабаках казенную водку, был построен земляной вал, на котором дежурили нанимаемые компанейщиками солдаты. Тех, кто пытался переходить вал, солдаты пороли плетьми и нагайками. Этот камер-коллежский вал сохранился до сих пор и находится теперь в центре столицы. Алкоголь в руках купцов, промышленников и царских чиновников становился орудием обмана, ограбления и угнетения народов. В одном из памятников старинной русской культуры «Притче о хмеле» описывается вред от пьянства.

Особенно же активно русский народ стал спиваться в конце XVIlI-начале XIX веков. Развитие капитализма повлекло за собой развитие пьянства. Литература того времени предостерегает лишь против злоупотребления алкоголем, и только позднее выдающиеся писатели и публицисты осознают, что истина успеха в том, чтобы вовсе не употреблять спиртного.

Господствующие классы России поощряли массовое употребление в народе алкоголя как средства отвлечения трудящихся от протеста и борьбы за человеческие условия труда и жизни.

Первое трезвенническое движение в России, началось летом 1858 года, с движения против откупщиков в ответ на повышение ими цен на водку. Первые общества трезвости появились в Ковенской губернии, затем в Виленской. Гродненской и других. Началось небывалое трезвенное движение народа, которое было частью стихийной революционной борьбы.

Многие видные люди XIX века, такие как Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский, Н. И. Пирогов, Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой, И. М. Сеченов и другие активно пробуждали в русском обществе интерес к проблемам воспитания детей и подростков, ратовали за здоровье и нравственное совершенствование подрастающего поколения. За вопросы воспитания детей и подростков в то время взялись не только педагоги, но биологи и медики. В 1857 году начинают выходить «Журнал воспитания» и «Русский педагогический вестник», с 1860 года – «Учитель», с 1861 года – «Ясная поляна», с 1864 года – «Педагогический сборник», а с 1866 года – «Детский сад». В этих журналах частично ставились и вопросы антиалкогольного воспитания юношества.

Особенно активно работало Казанское общество трезвости, председателем которого являлся А. Г. Соловьев. За два года общество издало много брошюр и книг. В 1891 году было создано Нижне-Тагильское общество трезвости, а в 1893 году: Подольское, Рыбинское, Сарапульское, Тобольское и другие. В 1896 году в Киеве было открыто Юго-Западное общество трезвости. В 1898 году созданы общества трезвости в Туле и Астрахани.

В то время в России стали издаваться трезвеннические журналы: с 1894 года в С.-Петербурге «Вестник трезвости», с 1896 г. в Казани – «Деятель», а с 1898 года – «Народная трезвость», приложение к журналу «Наше хозяйство» и другие.

В состав указанных обществ входили главным образом рабочие фабрик, ремесленники и крестьяне. В учреждении и работе обществ трезвости активное участие принимали видные русские врачи (А. М. Коровин, Н. И. Григорьев), а также другая прогрессивная русская интеллигенция.

Наряду с введением винной монополии в 1895 году Витте провел ряд миниреформ в частности учредил попечительства о народной трезвости, спиртное стали продавать исключительно в запечатанной посуде и мелкой расфасовке. Вторая мера привела к тому, что, во-первых, «пьянство основательно завоевало семью»; во-вторых, у магазинов появились стаканщики. Мелкая расфасовка способствовала доступности спиртного. Что же касается попечительств о народной трезвости, то достаточно вспомнить, что состав этих учреждений, был насквозь бюрократический и главенствующую власть в них почти всегда занимали одни и те же люди, которые правой рукой насаждали пьянство, а левой пробовали поставить его в рамки приличия.

В России в конце XIX века просветитель С. А. Рачинский объезжал школы и обращался к учащимся с горячими увещеваниями бороться за трезвость. Он же создал первые русские школьные общества трезвости.
На рубеже 19 и 20 веков в России происходит подъем в антиалкогольном воспитании и обучении трезвости подрастающего поколения. В I905-I908 годах к Петербурге стало выходить бесплатное приложение к журналу «Трезвая жизнь», «Листок трезвости для школьников», а в 1909 году листок трезвой жизни для младших детей «Зорька».

Еще в 1897 году при обществе Охранения Народного здравия была организована комиссия по борьбе с алкоголизмом, при которой была создана, подкомиссия по вопросам преподавания «антиалкоголизма» в школе. Специалисты на границе веков предлагали расширить круг наук по антиалкоголизму в университетах, была разработана развернутая тематика «нормальных антиалкогольных курсов», объявлена премия за лучшую «противоалкогольную хрестоматию» для школ с иллюстрациями, доступными для детей и подростков. Инспектор народных училищ Г. Ф. Марков в 1912 году написал «Проект методики преподавания «Науки трезвости». Им же в 1911 году было переведено с французского языка «Практическое руководство для преподавания науки трезвости», которое он использовал в работе Московского «Кружка деятелей по борьбе со школьным алкоголизмом». В 1913 году в Санкт-Петербурге вышел переведенный с французского языка А. Л. Мендельсоном «Учебник трезвости для начальной и средней школы» Ж. Дени. В этом же году на Всероссийской выставке в Санкт-Петербурге он удостоен малой золотой медали. В 1914 году в Москве вышел популярный учебник трезвости для начальных училищ «Школа трезвости» С. Е. Успенского, а в 1915 году первая отечественная противоалкогольная хрестоматия Н. В. Васильева «Трезвая жизнь», в которой были использованы произведения Г. Успенского, А. П. Чехова, Н. А .Некрасова, Г. Мопасана и др.

Анализ литературы, вышедшей в России с начала 90-х годов XIX века по 1914 год по проблемам алкоголизации детей и подростков, свидетельствует, что исследования велись в основном по трем направлениям. Одни работы посвящены конкретным исследованиям распространенности и факторов, способствующих алкоголизации среди учащихся; вторые — посвящены влиянию алкоголя на детский и юношеский организм; третьи — роль школы в профилактике алкогольных бед среди учащихся и задачах школы в борьбе за трезвость.

Представляет интерес деятельность детских обществ трезвости второго десятилетия ХХ века в России. Правда деятельность их не всегда соответствовала Уставу. Вначале общества боролись за полутрезвость, то есть разрешалось потреблять пиво, сидр, вино. Отрицалась только водка и самогон. Ясно, что эти противоречия в детских обществах трезвости не могли привести к положительным результатам отрезвления подростков.

В 1912 году в Москве вышла книжка М. Рязанова «Противоалкогольный детский праздник», с 1913 года в школьных тетрадях появились промокашки с надписью: «Будущее принадлежит трезвым нациям», а в 1914 году издана книжка В. Ф. Смирнова «Георгиевский детский кружок как мера борьбы со школьными пороками». Много внимания стало уделяться в периодической печати алкоголизации и борьбе за трезвость среди детей и подростков. В Казани выходил журнал «Праздник трезвости», в Серпухове Московской губернии «Воскресный листок», в Острове Псковской губернии «Друг трезвости», Воронеже — «Заря трезвости», Одессе — «Зеленый змий», Уфе — «Уфимское попечительство о народной трезвости», Царицыне — «Царицынский трезвенник» и другие. Несколько журналов в защиту трезвости выходило в Москве, причем все они назывались: «В борьбе за трезвость». В Петербурге выходили журналы: «Листок трезвости», «Народная трезвость», «Отрезвление», «Сеятель трезвости», «Сила трезвости», «Трезвая жизнь», «Трезвость и бережливость», «Трезвые всходы» и другие.

Пропаганда трезвого образа жизни в царской России

Кто-нибудь обязательно скажет: «Ну как это — не пить? Да вся жизнь крутится вокруг выпивки, то по одному, то по другому поводу». Когда на страну нападает враг, верные сыны Отчизны отдают за неё жизнь. Сейчас не надо отдавать жизнь для борьбы с алкогольным врагом, нужно лишь отказаться от пагубной привычки и жить полноценно. Ныне мы мiровые лидеры по потреблению спирта и спиртосодержащей продукции. Смертность в России почти в два раза превышает среднемировую. По мнению экспертов, главной причиной этого феномена является сверхвысокое потребление алкоголя в РФ. Более высокая, чем в России, смертность наблюдается только в некоторых странах тропической Африки и на Украине. Нет практически ни одной азиатской страны, где бы смертность была выше, чем у нас. И в большинстве непьющих стран смертность не просто ниже, а значительно ниже, чем в России. На Филиппинах смертность меньше, чем в нашей стране, в 3,1 раза, в Никарагуа — в 3,2 раза, в Палестинской автономии — в 4,4 раза, а в Омане — в 5,6 раза!

Потребление алкоголя в России превысило в несколько раз все допустимые нормы безопасности. Нация должна решить — даём волю слабости и весело «бухаем» дальше, либо спасаем миллионы жизней соотечественников и становимся сильной и прогрессивной нацией планеты.

Алкогольное наступление продолжается уже довольно долго, и в него втянуто молодое поколение. А это уже война, тотально уничтожающая генофонд, будущее нации!

В статье использовались материалы с сайтов:

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий