Анонимные алкоголики — реальная помощь или очередная секта?

Перестать быть алкоголиком — задача очень трудная, порой непосильная. Бросить пить при помощи наркологов под силу многим, а удержаться в состоянии трезвости на долгое время могут лишь единицы. Помочь в этом нелегком занятии могут многочисленные группы взаимопомощи, именуемые в народе обществами анонимных алкоголиков.

Группы анонимных алкоголиков

Анонимные алкоголики — это обычное общество людей, призванное помогать друг другу в достижении и удержании трезвого образа жизни. Члены таких групп не интересуются возрастом или социальным положением друг друга, в группе можно назваться вымышленным именем, и никто не потребует у новичка никаких доказательств.

Главное, на что нацелена данная группа — это взаимная поддержка, возможность высказаться и быть услышанным в своих проблемах. Здесь все понимают, насколько хрупко воздержания от алкоголя, поэтому никто в качестве утешения не предложит сотоварищу уйти от проблем при помощи рюмки или выпить вечером пивка.

Единственное, на что делается упор — это трезвость.

Как проходят собрания

Целью посещения занятий является переосмысление своей жизни, обретение духовности и новых устремлений, перевоспитание алкоголика и направление его помыслов в новое, не связанное с алкоголем, русло.

Достижение этих целей на собрание строится на некоторых принципах:

  • принцип товарищества;
  • принцип взаимопомощи;
  • вера в себя и в людей, находящихся с тобой рядом.

Собрания членов группы происходят еженедельно. Во время встреч участники обсуждают текущие дела, возникающие проблемы, помогают друг другу советами и делятся опытом. Дружеская поддержка такого же зависимого человека помогает удержаться от употребления больше, чем советы самого титулованного врача-психотерапевта.

На всех собраниях непременно зачитываются основные догмы, по которым живет общество. Эти правила получили название «12 шагов». Хоть они и содержат в себе некую религиозную составляющую, тем не менее никакой системы вероисповедания участникам группы не навязывается, вера им необходима для принятия себя и изменения своей жизни.

Анонимные Алкоголики находятся на самообеспечении, однако, никаких обязательных еженедельных пожертвований в группе не существует. Как правило, любая встреча заканчивается тем, что каждый участник жертвует любую сумму на текущие нужды своего сообщества — аренду помещения, чайную церемонию, книги.
На видео встреча анонимных алкоголиков:

Программа взаимопомощи больных алкоголизмом предусматривает обязательное следование неким канонам, которые были разработаны при зарождении анонимных алкоголиков в США ее создателями.

Двенадцать шагов, которые должен пройти алкоголик, чтобы избавиться от тяжелого пристрастия гласят:

  1. Признать себя больным человеком, жизнью которого управляет алкоголь. Пожалуй, это самый трудный шаг — зависимые люди редко считают себя таковыми, обычно принятию очередной дозы спиртного находится любое оправдание, только не болезненное пристрастие.
  2. Признание того факта, что существуют более могущественные силы, способные наставить больного на истинный путь трезвости.
  3. Отдать себя и свою волю тем высшим силам, в которые верит данный человек — задачи, которые ставит 3 шаг. Для кого-то этими силами станут силы природы, для других — Бог, третьи верят в астральные силы. Главное — препоручить свою волю и свое сознание этому неведомому «управленцу».
  4. Познание своих самых глубинных нравственных качеств, которые и привели данного конкретного человека к тяжелому заболеванию. Это очень сложный шаг, осуществить который могут не все желающие исцелиться. Но и здесь на помощь приходят мудрые сотоварищи, уже прошедшие путь познания самого себя.
  5. Признание своих прежних установок и ценностей неверными. На этом этапе важно перенести все свои внутренние переживания и ощущение вины перед высшим разумом и людьми во внешнюю среду, признать все свои ошибки.
  6. Абсолютная готовность избавиться от своего недостатка.
  7. Молитвы Богу об избавлении себя от недостатков. Шаг связан со смирением перед высшими силами.
  8. Составление списка людей, перед которыми имеется чувство вины. Мощная психотерапевтическая техника, направленная на очищение своего «Я» от глубокого чувства вины и обиды.
  9. Искупление вины перед всеми, кому была причинена боль. Этот шаг способствует полному избавлению от разрушающего чувства вины, заглаживанию своих нелицеприятных поступков перед окружающими.
  10. Непрерывный самоанализ и преобразование себя, самосовершенствование. Без внутренней агрессии, вызванной чувством вины, становится очень легко двигаться дальше по пути трезвости.
  11. Молитва о даровании высшими силами спокойствия и духовности, стремления дальше жить в трезвости.
  12. Помощь новичкам, пришедшим в группу, применение принципов духовной жизни во всех сферах жизнедеятельности.

Эти 12 шагов должен сделать каждый новичок, который обратился за помощью в группу анонимных алкоголиков. И пусть поначалу это кажется не вполне понятным, смысл каждого шага подробно разъясняется каждому зависимому человеку, пришедшему за помощью.
12 шагов анонимных алкоголиков:

12 традиций

Немногим известно, что помимо 12 обязательных шагов, которые должен сделать алкоголик на пути к выздоровлению, у общества имеются и определенные традиции.

Их, как водится, тоже 12:

  1. Единство и общность группы — первостепенны. Личное благополучие напрямую зависит от сплоченности команды. Это, конечно, не означает, что все обязаны следовать каким-то непреложным истинам. Тем не менее, если все алкоголики будут дружно идти к намеченной цели — трезвости — то шанс, что кто-то сорвется действительно мал.
  2. Понимание того, что высший разум является самым главным авторитетом. Никто из руководителей общества не имеет права приказывать или исключать других людей из общества.
  3. Чтобы быть действующим членом общества анонимных алкоголиков нужно лишь одно — твердое желание завязать со спиртным навсегда.
  4. Ни одна из групп никоим образом не зависит от остальных.
  5. Основная цель каждой группы — донести до сознания алкоголиков те духовные ценности, которые помогают на пути к исцелению.
  6. Анонимные алкоголики не являются коммерческой организацией, не поддерживают никаких бизнес-проектов. Никакая сторонняя финансовая перспектива не должна отвлекать членов команды от главного — трезвого образа жизни, самопознания и стремления донести свои идеи до других больных.
  7. Все группы анонимных алкоголиков находятся на самообеспечении.
  8. В любой группе может работать профессионал, однако общество должно оставаться независимым от мнения и помощи квалифицированных специалистов извне, поскольку только зависимый человек может глубоко вникнуть в проблемы своего соратника по несчастью.
  9. В деятельности общества не должно быть никакой жесткой иерархии, тем не менее возможно создание некоторых структур, которые будут непосредственно подчиняться друг другу с целью сохранения связи членов общества и решения организационных вопросов.
  10. Общество не принимает участия в публичных дискуссиях, не имеющих отношения к алкоголизму.
  11. Общество гарантирует анонимность всем своим участникам. Любая пропаганда идей группы производится за счет сторонних лиц.
  12. Основным принципом группы является полная анонимность.

Все эти принципы являются непреложными для любого сообщества анонимных алкоголиков, где бы оно ни начало свою деятельность.

Отзывы практикующих врачей

Несмотря на то, что обществом анонимных алкоголиков пропагандируется высокие цифры исцелившихся больных, отношение российских специалистов к этой программе не столь восторженно. А Православная Церковь и вовсе признало эти ячейки сектантскими.

Наркологи, долгие годы наблюдающие алкоголиков в самые разные периоды их болезни, однозначно говорят, что в России эта программа не прижилась. Почему?

Во-первых, человек, признавший себя больным, в принципе готов к терапии. Тогда почему он должен ходить на какие-то непонятные собрания, где, встретившись с такими же алкоголиками, вполне может найти себе очередных собутыльников и сорваться? Почему бы ему не лечь в клинику или пройти хороший курс реабилитации с грамотным психотерапевтом?

Второй момент — обществом внушается идея о том, что в случае нарушения принципов человек погибнет. Это сильное чувство опасности способствует срывам у 95% алкоголиков.

Программа «12 шагов анонимных алкоголиков»: особенности, характеристики, принципы, эффективность

Есть ли спасение от алкоголизма? Безусловно, да, однако путь этот зачастую кажется слишком сложным. Победить пагубную привычку — это значит, открыть путь к истинному себе, перестать себе лгать и компенсировать проблемы алкогольным забытьем. Задача непростая, но вполне осуществимая. С другой стороны, у зависимого человека два пути: опускаться все ниже и ниже или найти в себе силы и разорвать порочный круг, взглянув в лицо жизни и начав свой путь заново. Очень хорошо для этих целей работает система «12 шагов анонимных алкоголиков».

История анонимных алкоголиков

Эта система появилась не сегодня. С давних времен человек стремился найти в обществе тех, кто страдает одинаковым с ним недугом. Вместе легче переносить все тяготы лечения, да и осознавать себя частью мини-общества тоже куда как легче, чем одиноким и всеми покинутым. Если говорить о программе «12 шагов анонимных алкоголиков», то работает она уже 63 года и за это время была признана одной из самых эффективных систем по борьбе с зависимостью, причем эта тенденция просматривается не только в России, но и во всем мире.

Основы программы

Не только специалисты наркологических центров, но и сами люди, раньше страдающие зависимостью, подтверждают, что самой результативной в борьбе с пагубными привычками является именно программа «12 шагов анонимных алкоголиков». Подсчитать количество людей, которые прошли через эти группы, сложно, поскольку присутствие в них анонимно. Однако основной ценностью является то, что человек не просто проходит курс по снятию физической зависимости, а проживает глубокую личностную психотерапию, в ходе которой должен кардинально поменяться его взгляд на мир. Именно это дает возможность обретения совершенно нового качества жизни. Это очень важно понять и, самое главное, принять.

Теоретическая платформа

Как и все остальные программы для лечения зависимости, «12 шагов анонимных алкоголиков» имеет определенную базу. Это стройная теория, которая основана на сложной, биопсихосоциодуховной модели заболевания. Все эти подходы крайне важны, и каждый из них несет свою нагрузку. Не отрезвив человека, невозможно идти дальше, уже потом в борьбу за здоровый образ жизни вступают психологи. Они могут найти именно те точки напряжения, те болевые моменты, которые и являются пусковыми механизмами, ведущими к зависимости. Гештальт-терапия является базовым инструментом для такой работы. Именно основываясь на ее принципах, делятся своими переживаниями и чувствами анонимные алкоголики. Программа «12 шагов» несет в себе ключевые ценности, любовь и добро, а также веру. Именно эти твердыни помогали людям выстоять в любых жизненных ситуациях задолго до того, как была организована первая группа «АА». Ничего нового они и не придумали, а просто взяли за основу то, что помогает людям держаться и оставаться трезвыми.

Вера и религия: одинаковы ли эти понятия?

На самом деле нет, возможно, именно поэтому между людьми всего мира, разных взглядов и вероисповеданий не возникает разногласий. Все они анонимные алкоголики. «12 шагов» — книга, которая раскрывает все тонкости этого подхода. Понимание духовности здесь гораздо шире, чем в каждой конкретной религии. Именно поэтому она легко воспримется и католиками, и мусульманами, а также атеистами. Несмотря на то что ее называют духовно ориентированной, она не несет какого-то конкретного религиозного содержания. Если бы дело обстояло так, программа не получила бы всемирного значения. То есть Бог в программе «12 шагов» — это некая высшая сила, которая в понимании каждого человека будет своей. Это источник рессурсов, к которым обращается пациент. А как он его назовет, Иисусом, Буддой, духом предков или коллективным сознанием, это не суть важно, главное, чтобы человек почувствовал в нем поддержку.

Свобода выбора

Это главное, чем отличается программа «Анонимные алкоголики, 12 шагов». Отзывы пациентов говорят о том, что они решились вступить в ряды членов этой организации именно потому, что их никто ни к чему не принуждал. Они вольны приходить на собрания или не делать этого. Программа действительно универсальна, она оставляет за каждым конечное право выбора. Просто вставьте вместо слов «алкоголь» и «наркотик» название своей проблемы — и получите готовое решение.

Активная позиция пациента

Это совершенно необходимое условие. Только пропустив глубоко через себя каждый из ее шагов, можно достичь хорошего результата. Любую проблему можно решить посредством таких занятий, именно поэтому группа анонимных алкоголиков «12 шагов» является лучшим помощником для каждого из вас. Это четкая и хорошо структурированная модель, описывающая программу действий, которые предусматривают активность как внутри себя, так и вовне. То есть работа ведется одновременно и внутри себя, и в социуме. Это очень хорошо помогает переориентировать человека, уйти от бесплодного мудрствования. Необходимо не только думать, но и начинать делать. Теория — это очень полезно, но вы никогда не научитесь плавать, читая книгу по технике плавания брасом. Также невозможно помочь себе, просто изучив содержание «12 шагов».

Краткий алгоритм, или Что вам придется делать

На самом деле все интуитивно просто и понятно, именно за счет этого становится универсальной программа «12 шагов анонимных алкоголиков». Отзывы говорят о том, что даже человек без среднего образования может быстро сориентироваться и приступить к работе над собой не менее успешно, чем, к примеру, психолог с высшим образованием. Вы можете рассматривать программу как действующий алгоритм, который способствует коррекции личности и изменению ее качества.

Первое и, наверное, самое сложное – это признать проблему. Это огромный и самый сложный шаг. Не на один день, а навсегда приходится признать свое бессилие перед алкоголизмом. Этот шаг вызывает сопротивление у многих новичков, и лишь когда проходит время, они начинают понимать его ценность.

Далее происходит поиск выхода. Это второй шаг, который заключается в том, чтобы прийти к убеждению, что только сила более могущественная может вернуть вам здравомыслие.

Третий шаг — это снова испытание, принятие решения. И реализуется он простым и сложным тезисом: я поручаю свою жизнь Богу как я его понимаю. И на этом этапе очень помогают молитвы. Утром пациент просит сил у Бога оставаться трезвым, а вечером благодарит за дарованный день. Это одновременно признание наличия высшей силы, более великой и могучей, чем ты сам, и осознание того, что ты ей небезразличен.

Дальше начинаются практические занятия, это самоанализ. Четвертый шаг заключается в том, чтобы оценить свою жизнь с нравственной точки зрения. Групповые занятия помогают алкоголику, который видит в себе только плохое, найти и хорошие черты в своей личности. Так происходит восстановление души, словно человек вернулся в свой заброшенный дом и понемногу начинает делать капитальный ремонт.

Это интересно:  Жена алкоголика. Уйти или остаться?

Пятый шаг — это исповедь, то есть признание истинной природы своих заблуждений перед Богом и людьми. Это очищение. Оно нужно, чтобы расстаться с прошлым. Проработка своих собственных недостатков и налаживание здоровых социальных связей.

Шестой шаг — подготовка себя к избавлению от всех недостатков. Это путь собственного взросления, признание, что весь путь алкоголизма — это компенсация своей низкой самооценки. Пациент в группе понимает, что нужно просто полюбить себя и что он ничего никому не должен. При этом каждый пациент должен признать, что он действовал до сих пор, как импульсивный ребенок.

Седьмой шаг — это смирение. Пациент просит высшую силу исправить его изъяны. Необходимо научиться смиренно рассказывать о самых тяжелых и неприятных моментах твоей жизни другим людям. Это еще один кирпичик, который заложить не так просто.

Восьмой шаг — теперь пациент готов к тому, чтобы вернуться в социум, к своим старым связям, которые важны для него. При этом задание снова сложное — составить список людей, которым вы причинили зло. На этом этапе участники группы преисполнены желания загладить вину.

Девятый шаг — это продолжение работы над возвращением в привычный социум. Алкоголик лично возмещает ущерб всем тем людям, список которых составил на предыдущем шаге.

На десятом шаге участники группы продолжают самоанализ и сразу признают свои ошибки, если допускают их.

Одиннадцатый шаг — стремление путем молитвы и размышлений стать ближе к Богу.

Наконец, завершающий шаг, который может длиться бесконечно долго, – это передача опыта, помощь другим алкоголикам.

Работа с наркозависимыми в Санкт-Петербурге

Данная организация работает уже много лет подряд, первый центр был образован еще 14 лет назад. Сегодня филиалы есть по всем крупным городам России. В качестве основной методики используется программа «12 шагов анонимных алкоголиков». В Санкт-Петербурге многие знают эту организацию и доверяют авторитету ее специалистов, поскольку результаты достигаются действительно ошеломляющие. При этом собрания самих алкоголиков являются только частью большой работы.

Специалисты центров учитывают индивидуальные особенности каждого клиента, а кроме того, выполняют еще одну важную миссию, помогают родственникам справиться с созависимостью. Для пациентов центра и их родственников проводятся различные мероприятия, семейное образование, правовые лекции, лекции по медицинской гигиене. Специалисты центра дают полную гарантию избавления от всех видов зависимости при выполнении всех рекомендаций, которые дают специалисты.

Что происходит на занятиях?

Общество анонимных алкоголиков «12 шагов» — это своеобразная коммуна, которая объединена одной единственной целью — перестать деградировать и разрушать себя и начать нормальную жизнь. Очень важно, что на занятиях рядом присутствуют не доктора, профессора и психологи с порой непонятными лекциями, а такие же люди, как и сам вновь обратившийся алкоголик. Очень часто можно услышать фразу, что только тот, кто сам пережил тягу к алкоголю или наркотику, может понять зависимого человека. Здесь, в группе, так и происходит. Здесь собираются все люди с одной историей. Причины у всех разные, падение всегда одинаковое. Никто не будет ругать или стараться переделать, все совершенно добровольно. Очень примечательно, что здесь нет лидеров и организаторов, учредителей. Каждое занятие могут проводить разные люди.

От этого система приобретает еще больше гибкости. Да, есть те, кто захочет уйти на первом же занятии. Но это решение каждого, насильная госпитализация и курс лечения также не дадут результата, если человек не задастся целью изменить свою жизнь. Удивительно, но на занятиях каждый, по сути, повторяет историю предыдущего и следующего выступающего. При этом очень ценно то, что люди, уже пребывающие в трезвости, по нескольку лет признают: «Я алкоголик». Это помогает новичкам снять барьер и признать свою проблему. Отсюда начинает разворачиваться дальнейшее лечение.

Подведем итоги

Программа «12 шагов» является одной из самых лучших методик по реабилитации зависимых людей. Есть активисты, которые собирают группу и выезжают далеко за город, на ферму или просто в горы, где можно жить в палатках. Свежий воздух, физический труд и отрыв от бывшего окружения вместе с обычными собраниями дают хорошие результаты. Остается только задача по возвращении в привычный ритм избежать соблазна вернуться к старым привычкам.

История возникновения и развития Сообщества Анонимных Алкоголиков

История существования Сообщества Анонимных Алкоголиков (АА) началась в 1840 г. с появления в Балтиморе Вашингтонского Общества. Первыми членами этого общества были только алкоголики, осуществлявшие идеи взаимопомощи. Впоследствии Вашингтонское Общество стало очень многочисленным – более 100 тысяч членов, и помимо первоначальных целей стало заниматься решением политических и социальных задач – члены сообщества вели активную борьбу против рабства. Постепенно в рядах Общества начали появляться политические деятели, некоторые из них действительно были алкоголиками, но многие таковыми не являлись. За время своего существования Вашингтонское Общество провело ряд мероприятий, направленных на изменение обычаев употребления алкоголя в Америке, но оно довольно быстро потеряло способность оказывать помощь алкоголикам. Сообщество АА впоследствии учло этот опыт, он получил своё отражение в 10-й традиции.

В 90-х годах XIX века в Англии было основано «Сообщество ранних христиан». Инициатором данной организации был лютеранский пастор Франк Бахман. Спустя несколько десятилетий, в 1921 из этого сообщества отпачковалась так называемая «Оксфордская группа». «Группа» вела деятельность, целью которой являлось возрождение христианских традиций и заповедей. Принципами, которыми руководствовалась эта группа в своей деятельности, были 4 христианских абсолюта:

  • абсолютная честность и в словах, и в поступках, и в мыслях, как по отношению к себе, так и по отношению к другим;
  • абсолютная готовность помогать ближнему;
  • абсолютная чистота тела духа и намерений;
  • абсолютная любовь к Богу и ближнему.

Опыт Оксфордской группы был частично использован в написании Программы АА «12 шагов».

С 1932 года начинается история существования непосредственно Сообщества Анонимных Алкоголиков. В 1932 году Роланд Х. закончил годовой курс лечения от алкоголизма у знаменитого психоаналитика Карла Юнга. Терапия дала кратковременный результат, Роланд считал, что достаточно хорошо изучил методы борьбы с алкоголизмом и самого себя. К сожалению, совсем скоро он сорвался, и был вынужден вернуться на лечение к доктору Юнгу. На этот раз доктору удалось внушить пациенту, что схватка с алкоголем будет выиграна только в случае глубокого духовного обновления личности. Таким образом, Роланд, осознав собственное бессилие, принял решение вступить в «Оксфордскую группу». В соответствии Традициям «Группы» он помогал другим алкоголикам. В процессе он повстречал Эдвина Т., с которым поделился своими мыслями о природе алкоголизма.

10 июня 1935 года – день когда начало существовать Сообщество Анонимных Алгоголиков. История началась с Билла В. В ноябре 1934 года Билл находился в «запое». Эдвин Т. Был школьным другом Билла и знал о его проблеме. Эдвин неоднократно навещал его дома в тот период. Билл был весьма удивлён состоянием друга, который имел репутацию безнадежного пьяницы. После бесед с Эдвином Билл снова решил попробовать лечиться.

  • В декабре Билл поступил на стационарное лечение к доктору Силкворту. Это было уже 4-е прохождение курса, начиная с 1932 года. Эдвин всё так же навещал его, они беседовали о проблеме Билла. Эдвин, рассказывая Биллу свою историю пьянства и выздоровления, убеждал его в необходимости признать своё бессилие перед проблемой алкоголя. Эдвин также говорил, что необходимо найти Высшую силу — своего Бога. По выходу из клиники, Билл и его жена Луис вступили в «Оксфордскую группу.

В мае 1935 года Билл, находясь в служебной командировке, почувствовал себя плохо — начал испытывать желание выпить. Ему нужна была встреча с другим алкоголиком. Генриета Зейберлинг, член местной «Оксфордской группы», помогла Биллу встретиться с Бобом. Боб был пьян, но согласился уделить 15 минут на эту встречу, однако встреча продлилась гораздо дольше, чем планировалось – около 7 часов. 10 июня 1935 года Боб в последний раз притронулся к алкоголю. С этого момента Сообщество начинает свою постоянную деятельность, начинает формулироваться Программа. Существенное влияние на формирование Сообщества Анонимных Алкоголиков и Программы «Двенадцать шагов» оказали уже упомянутый доктор Уильям Д. Силкворт, Карл Юнг – его взгляды и исследования, работы философа Уильяма Джеймса и, конечно же, традиции «Оксфордской группы».

  • В 1937 году Билл и его единомышленники отделились от состава Нью-Йоркской «Оксфордской группы», они организовали «Группу Анонимных Алкоголиков». В этом году Сообщество насчитывает 40 членов, тогда же впервые в их ряды была принята женщина. В мае 1938 года Билл В. Написал 2 первых раздела «Большой Книги» Анонимных Алкоголиков, в декабре был разработан текст «Двенадцати шагов». В этом году в сообществе уже было 60 человек, и «Анонимные Алкоголики» стало официальным названием.

В 1939 году возникла первая группа Анонимных Алкоголиков в лечебном учреждении – психиатрической лечебнице Нью-Йорка. В её состав входило 100 человек. В мае 1939 года впервые была опубликована «Большая Книга», получившая после пересмотра многих вариантов название «Анонимные Алкоголики». Боб и монахиня Игнация начали оказывать терапевтическую помощь алкоголикам в госпитале святого Фомы в г. Акроне (это был первый «детокс»).

Постепенно другие группы Анонимных Алкоголиков начинают также выходить из состава «Оксфордской группы». В 1940 году в Нью-Йорке было организовано первое Бюро всемирной помощи АА. Была официально признана программа терапевтической помощи алкоголикам в госпитале святого Фомы. От каждого нового пациента, поступающего на детоксикацию, требовалось наличие наставника из Анонимных Алкоголиков. В обязанности наставника входила помощь подопечному в его семейных взаимоотношениях, на работе и с окружением. Пациент в присутствии наставника должен был дать положительный ответ на вопрос, действительно ли он хочет бросить пить. Если он отвечал отрицательно, ему предлагалось прийти в другой раз. Повторных приходов, к сожалению, не было зафиксировано. Программа терапии была довольно интенсивной. Она длилась 5 дней, в течении которых пациент выполнял некие задания.

  • К концу 1941 года количество членов в Анонимных Алкоголиках увеличилось с 2 000 до 8 000. Это произошло благодаря выходу статьи об АА в газете «The Saturday Evening Post». Автором статьи был Джек Александер.
  • В 1942 году проведено первое собрание в тюрьме в Калифорнии.
  • В 1943 году, благодаря деятельности пастора Дж. Литтла, появилась первая группа в Канаде. Это была первая группа АА за пределами Америки. Доктор М. Тибот выступил на Конференции Американского психиатрического общества с докладом о терапевтическом механизме Программы АА. Доклад был опубликован в журнале «The American Journal of Psychiatry» в январе 1944 года.
  • В 1944 году впервые был издан журнал АА «Grapevine». Появилась первая группа Анонимных Алкоголиков в Австралии. Сообщество насчитывало на тот момент 360 групп и более 10 000 членов.
  • В 1946 году в журнале «Grapevine» впервые была опубликована так называемая развёрнутая форма «Двенадцати Традиций». Появилась первая група Анонимных Алкоголиков в Европе (Дублин, Ирландия),первые группы в Мексике и Южной Африке.
  • В 1948 году возникли первые группы Анонимных Алкоголиков в Японии.
  • В 1950 году на Первом Международном съезде Сообщества АА в Кливленде единодушно были приняты «12 Традиций», как основа работы групп АА. Тогда сообщество насчитывало уже 3 527 групп и 96 475 участников.
  • В ноябре 1950 года умирает Боб.
  • В 1952 году Бил В. продолжает свою работу над составлением программных документов АА «Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций». В 1953 году книга была опубликована. В 1955 году появилось второе издание книги «Анонимные Алкоголики». В неё вошли новые истории жизни её членов. Кроме того, в 1955 году на Втором Международном съезде АА была принята символика Сообщества. Символ Сообщества стал круг с вписанным в него треугольником. Круг обозначает всемирное движение АА, стороны треугольника — выздоровление, единство и служение. В том же году опубликована книга «АА достигает зрелости». Появляется первая неамериканская Служба АА в Англии и Ирландии.
  • В 1960 году в Лонг Бич прошёл Третий Международный съезд АА. На тот момент в Сообществе АА было 7 800 групп и 137 000 участников.
  • В 1962 году на Четвёртой Конференции службы АА был принят документ «Двенадцать принципов Всемирной службы АА».
  • В 1965 году в Торонто (Канада) состоялся Четвёртый Международный съезд АА. В нём приняло участие почти 10 тысяч человек.
  • В 1969 году была проведена Первая Международная встреча сотрудников Службы АА в Нью-Йорке.
  • В 1970 году в Майями прошёл Пятый Международный съезд АА. В Сообществе 14 800 групп и 260 000 членов.
  • В январе 1971 года умер Билл Вилсон.
  • В 1973 году Сообщество АА насчитывает 18 900 групп и 363 000 членов.
  • В 1974 году впервые в истории АА Всемирная встреча Служб АА состоялась вне США — в Лондоне.
  • В 1975 году в Шестом Международном съезде АА в Денвере (США) приняло участие около 20 000 делегатов. Появилась первая группа Анонимных Алкоголиков в Восточной Европе в Польше в г. Познань.
  • В 1978 году в Сообщество АА входит 30 800 групп (из них 28,3% вне территории США и Канады), около 559 000 членов групп.
  • В 1980 году в Нью-Орлеане прошёл Седьмой Международный съезд АА, на котором зарегистрировано около 22 500 участников, представляющих 23 страны. Сообщество АА насчитывало на тот момент уже 39 800 групп (35,2% вне США и Канады) и 839 000 членов АА.
  • В 1981 году состоялась Первая встреча Служб АА в Европе.
  • В 1983 году в Сообществе АА уже 56 200 групп (39,4% вне США и Канады), и 1 123 000 членов.
  • В 1985 году в Монреале проведён Седьмой Международный съезд АА, в котором приняло участие 45 000 делегатов, среди них впервые присутствовал представитель Польши.
  • В 1986-87 годах появились первые группы Анонимных Алкоголиков в России: г. Санкт-Петербург, «Алмаз», г. Москва «Московские начинающие». В Сообщество АА входит 73 192 группы, 1 556 316 участников.
  • В 1990 году Сиэтле прошёл Девятый Международный съезд АА, который собрал 48 000 участников, представляющих 78 стран. Сообщество насчитывает 92 300 групп, 1 994 000 участников. В Мюнхене прошла Девятая встреча Служб АА.
  • В 1991 году произошёл отказ от официальной символики АА (круг с вписанным в него треугольником). По нормам международного права нельзя было монопольно использовать этот знак. Это грозило использованием символики Сообщества АА в других целях.
  • 35% участников АА — женщины, 65% — мужчины,
  • 35% анкетированных имеют ремиссию свыше 5 лет, 34% — от 1 года до 5 лет, 31% — менее года,
  • 34% членов АА попали в его ряды через знакомого участника АА, 27% были направлены туда врачами, лишь 2% стали членами Сообщества благодаря средствам массовой информации (газеты, радио, телевидение),
  • основную группу составляют лица в возрасте от 31 до 40 лет (32%) и в возрасте от 41 до 50 (25%), лица моложе 21 года и старше 70 лет составили только 2% анкетированных,
  • средний возраст члена АА составил 42 года,
  • 78% имели наставников,
  • до момента своего членства в АА 63% анкетированных прошли курс терапии в наркологических больницах.
Это интересно:  Алкобарьер — отзывы реальных людей с форумов

Анонимные алкоголики: принцип и дух работы сообщества в России

В беседах друг с другом члены образовавшихся сообществ пытаются выяснить, как им избежать обстоятельств, в которых им не удержаться от выпивки, делятся личным опытом, успешными и неудачными попытками бросить пить, в западном мире еще и совместно молятся.

История создания сообщества АА и методы его работы

Историческое предание гласит, что в разгар Великой Депрессии и «сухого закона» два американских алкоголика, некие Боб Смит и Билл Уилсон, не сумев достать спиртного, решили выговориться друг другу. После чего они с удивлением обнаружили, что полностью откровенная, предельно искренняя беседа прекрасно отвлекает от мыслей о выпивке. Их опыт был взят на заметку боровшимися с нарушениями сухого закона пасторами, прекрасно понимающими силу воздействия искренней исповеди на грешников и через два-три года в США насчитывалось уже несколько групп, позже получивших название общества «Анонимных алкоголиков».

Так как в США тех лет любое дело начинали с именем божьим на устах, то в духе ассоциации есть немного от сектантства. Так, каждый член, помимо прочего, должен:

  • веровать в бога,
  • признавать, что справиться с алкогольной зависимостью можно только и исключительно с божьей помощью,
  • просить господа победить страсть к выпивке и избавить от страданий абстинентного синдрома и других сопутствующих алкоголизму заболеваний.

Справедливости ради надо отметить, что протестантские пасторы США искренне боролись с алкоголизмом ─ первое подобие будущих групп было устроено еще в 1840-ом году («Вашингтонская группа»), на рубеже XIX и XX-ого столетий под патронажем проповедников существовали такие антиалкогольные содружества и союзы, как «Сообщество ранних христиан» и «Оксфордская группа». Так что, несмотря на то что сам Иисус Христос превращал воду в качественное вино, участие протестантских церквей (или протестантской морали) в борьбе с алкоголизмом вполне оправдано.

Но стоит заметить и то, что попытки учредить «антиалкогольные» общества «сверху» не давали ощутимого результата до тех пор, пока люди не решились сами, «снизу», основать группы желающих бросить выпивку.

Анонимные алкоголики России

Именно в связи с неким «сектантским» духом (частым упоминанием имени божьего всуе), в СССР АА долго не могли прижиться. Хотя при каждой неврологической клинике уже в начале 80-ых годов существовали группы по 7-10 человек во главе не с бывшим алкоголиком, но с опытным психологом, который и выводил пациентов на откровенный разговор о вреде алкоголя и тех болезнях, которые он провоцирует. Так что некое подобие групп «Анонимных алкоголиков» существовало еще во времена СССР, пусть и исключительно в больницах для пациентов с неврозами. Так что в любом случае массового характера движение не имело.

В 1987 году, в связи с «антиалкогольной перестройкой», в Москве было организовано (но, опять же «сверху», при «подталкивании» властей ─ американский проповедник Дж. У. Кэнти просто «пробил» на волне потепления идею о создании первой группы, он даже требовал у Горбачева поставить «антиалкогольный балет») первое сообщество, основанное на «двенадцати шагах и принципах» мирового сообщества ─ группа «Московские начинающие».

К концу девяностых, когда алкоголизм приобрел характер национального бедствия, группы стали возникать уже по «мировым стандартам»: искренне желающие отказаться от выпивки люди начали самостоятельно организовываться в сообщества. В них вошли многие известные писатели и рок-музыканты (в частности, лидер группы «Санкт-Петербург» Владимир Рекшан).

Тем не менее именно дата основания «Московских начинающих» считается датой рождения сообщества.

В 2017 году АА отмечали тридцатилетие собственной деятельности, благодаря спонсорам выпущены Большая Книга сообщества и DVD с двумя фильмами о деятельности сообщества в России.

Двенадцать шагов и 12 принципов

Помимо приведенных выше упований на господа и молитвенных призывов к нему, знаменитые «12 шагов» содержат и много рациональных, психологически верных установок.

К примеру:

  • человек должен признать, что алкоголь разрушает и дезорганизует его жизнь, делает её неуправляемой.
  • Что сам он справиться с этой напастью не может, признать свое личное поражение в битве с алкоголизмом.
  • Бесстрашно и откровенно попытаться, при помощи других членов группы, определить собственные слабости и смело рассказать о них.
  • Признать, что природа этих слабостей носит алкогольный характер.
  • Признать другие собственные недостатки (например, слабоволие или леность духа).
  • Вспомнить всех людей, кому алкогольное опьянение «кающегося» причинило вред и постараться возместить этот ущерб.
  • Сразу признавать личные, собственные новые ошибки и исправлять их.
  • «Встать на путь просветления», найдя что-либо интереснее и полезнее выпивки.

Как видим, знаменитые 12 шагов анонимных алкоголиков на самом деле напоминают призыв к массовому покаянию. Глубоко верующий человек вполне может заменить участие в группе «АА» исповедью перед мудрым духовным отцом. Неверующий ─ откровениями с психиатром или психоаналитиком. Но в этих случаях человек поможет исключительно самому себе, а точно так же «исповедовавшись» перед группой единомышленников, он, скорее всего, поможет и другим участникам его сообщества. Поэтому так важен дух товарищеской откровенности на собраниях «АА»

Интересны и менее известные «12 принципов анонимных алкоголиков». Это своего рода традиции, рекомендации, выработанные на основе деятельности первых групп анонимных алкоголиков, с учетом их ошибок. Эти двенадцать традиций содержат наставления в духе:

  • Личное выздоровление каждого зависит от единства группы.
  • Единственное и главное условие для того кто хочет стать членом содружества ─ искреннее желание бросить пить.
  • Группе «АА» никогда не нужно связываться с финансированием каких-либо проектов, чтоб меркантильные проблемы не отвлекали участников от главной цели.

Полностью с этими очень интересными «Двенадцатью традициями» желающие могут познакомиться в википедии или на сайте АА.

Тем не менее сообщество «АА» развивается в России довольно медленно, отнюдь не теми темпами, на которые рассчитывали западные идеологи движения и многие спонсоры.

Западные психологи и специалисты по борьбе с алкоголизмом видят две основные причины не слишком успешного развития общества:

  • «Русским следует открывать за обедом окна, чтобы сильно не напиваться» (эксперт по зависимостям Хейди Браун).
  • «Российское правительство заинтересовано в том, что управлять пьяным населением» (политолог Марк Шрад, книга «Политика водки»).

На самом деле, причины не слишком большого успеха в России кроются в другом. Российские исследователи называют следующие факторы, благодаря которым русский человек скорее временно пойдет жить и работать послушником при каком-либо монастыре или обратится к личному психоаналитику, чем вступит в группу:

  • Русские не привыкли к идее, что пьяница может кому-то помочь избавиться от алкоголизма, более вероятно, считают в России, что алкоголик «поможет» бросившему пить человек снова сорваться в запой.
  • Русские люди привыкли к откровенности с друзьями, а не с неизвестными персонажами, тем более ─ алкоголиками, пусть те и «травят» якобы правдивые «байки» о своей нелегкой жизни. Этот психологический барьер переступить крайне сложно.
  • Хотя на официальном сайте и написано на главной странице, что группы «АА» работают с людьми «вне зависимости от вероисповедания», большинство русских являются православными или атеистами и постоянное упоминание имени божьего на собраниях групп, противоречит духу как первых («не поминай всуе»), так и вторых («нет никакого бога, что привязались!»).

К последнему пункту необходимо добавить, что в девяностые россияне слишком натерпелись от всевозможных сект и теперь самые подозрительные задаются резонным вопросом: «если я разоткровенничаюсь перед незнакомцами, не сделает ли это меня управляемым лидерами группы, не смогут ли они меня запрограммировать на те или иные действия?».

Тем не менее, группы, если и добились весьма средних успехов сами, то в любом случае сильно помогли борьбе с пьянством в стране. Используя опыт «АА», начинают работать психологи и целые группы при православных храмах. Да и к самому сообществу люди начинают относиться без прежнего духа предубеждения.

Анонимные Алкоголики: конечно, это — секта!

На протяжении нескольких лет мы с [моей женой] Луиз были весьма агрессивными критиками «Анонимных Алкоголиков» и их группового оздоровительного движения, так как находились в твердой уверенности, что «АА» — это главный фактор массовой зависимости в Америке. Мы знаем, что публичная критика 12-шаговой программы — огромная помощь людям, которые борются с рабской зависимостью от терапевтических групп, и мы так же уверены в том, что терапевтическое групповое движение вредно для американского общества.

Понятно, что благодаря этому мы приобрели репутацию ярых противников «АА». Многие считают Луиз приятной в общении, деликатной женщиной, более сдержанной в нападках на систему борьбы с зависимостями, а меня — ворчливым старым прохиндеем, преследующим свои тайные цели. Не затрагивая личностей, скажем, что мы с ней равным образом посвятили себя деструктивной критике «Анонимных Алкоголиков», созданного ими движения терапевтических групп, а также породившего их бизнеса, огромной индустрии по лечению зависимостей.

Как ни странно, мы до сих пор не заявили публично своей позиции по многим возникающим вопросам. Вместо открытого высказывания, мы избегали слова на букву «с», т. е. — «секта». Нам казалось преждевременно провокационным образом заявить, что «Анонимные Алкоголики» — это самая настоящая секта.

«Анонимные Алкоголики: культ или лечение?» — заголовок книги Чаза Бьюфа[2], в которой прослеживается история, развитие и текущая практика «АА», с точки зрения поставленного вопроса. Бьюф рассматривает 17 критериев, которые обычно используют для определения секты с научной точки зрения, но он изъясняется уклончиво, то есть не говорит ничего, кроме того, что «АА» вовлекает людей в некоторые (но не все) типичные культовые практики. Он делает вывод, что «АА» являются в какой-то мере религиозными, но все же не заслуживают ярлыка «секты».

Научное исследование на тему возможности религиозной идентификации «Анонимных Алкоголиков» — оно и есть лишь научное. В этом и заключается главная слабость книги Бьюфа. Десятилетиями миллионы людей подозревали, верили или знали, что «Анонимные Алкоголики» — религиозная организация. Каждый может увидеть, что это так, хотя целая нация принимает незрело-поверхностную формулировку отказа от этого: «Не религиозная, а только духовная». Однако совсем недавно федеральные суды постановили, что «АА» — открыто религиозная организация»[3]. Они всего лишь взглянули на литературу «АА» с их доктринами, и без колебаний объявили о том, что ясно каждому. Не академики определили, что «АА» — религиозное сообщество, не профессора собираются перенаправить поток общественных средств в сторону от группового лечения зависимостей в более достойные проекты. Не академики уведут нацию от ее печального союза с «АА» и не они будут способствовать разрешению кризиса в нарастании значительно выходящей за рамки групповой зависимости.

Наша официальная позиция такова: «Без сомнения, «АА» — это секта! «АА» — не просто религиозный культ, это радикальный культ, злостный культ, широко распространенный культ и это — опасный культ. «АА», продуцируя социально разлагающую установку, прикинулось благородным, альтруистическим сообществом. Его извращенная философия греха-болезни и спасения верой в некое гетерогенное божество противоречит фундаментальным ценностям свободного общества, но обращена к людям, страдающим пристрастием к веществу, вызывающему одновременно химическую зависимость и ощущение удовольствия. «АА» — раковая опухоль души нации, не вызывающая боли в ее народе, но поедающая основание общества. Жертвами являются члены сообщества, которые благодарны своим поработителям. «АА» создает проблемы, говоря, что оно помогает. Его 12-ти шаговые программы не учат людей, как избавиться от пристрастия, за исключением прекращения употребления вещества, и его постоянные члены любят секту больше, чем новички. Каждый член культового сообщества делится своим лучшим видением мира, исходя из своей проработки шагов, а не результата трезвой жизни в обществе. Секта «АА» просочилась в нашу федеральную и государственную бюрократию и сейчас гнездится в каждом социальном институте, пользуясь приемами, которые засасывают новичков в его пасть. Она расширяется ради себя самой и не способна измениться изнутри. Следовательно, она должна быть разрушена открытым публичным разоблачением и просвещением народа.

Мы с Луиз редко говорим людям, которые нам звонят, что «АА» — секта: они сами говорят нам об этом. Мы смотрим через некое окно в душу Америки — окно, которое доступно немногим. В офисе общенациональной организации, (какой является «Рациональное выздоровление» — прим.ред.) телефон звонит непрерывно, огромное количестве людей целыми днями пытаются дозвониться нам. Похоже, что наша телефонная линия перегружена в 2−3 раза более любой другой, хотя мы и не можем определить, сколько человек пытаются к нам прозвониться в каждый момент. Звонки идут главным образом от читателей журнала моей книги «Рациональное выздоровление»: Новое лечение химической зависимости»[4].

…Ниже приводятся несколько отрывков из разговоров с теми, кто звонит нам из разных мест (разговор идет о посещении абонентами 12-шаговых программ — прим. ред):

«Я чувствовал с самого начала, что в этих людях есть нечто неприятное».

«Они не из этого мира, они ушли из него».

«Я содрогнулся, когда во время одной из встреч „АА“ они буквально „опустили“ одного парня, спорившего против концепции собственного бессилия».

«Когда они говорили, что моя семья тоже больна, я чувствовал, что здесь что-то не так».

«Когда они начинали свою песню о нечто, что являлось Высшей Силой надо мной, во мне росло чувство протеста, как если бы речь шла о чем-то очень важном в моей душе».

«После того, как я перестал посещать эти встречи, никто из тех, кого я знал прежде по группам, не захотел больше иметь дело со мной, хотя я уже не пил».

«Мой брат бросил пить, посещая „АА“, но он стал таким странным… Я почти не узнавала его и чуть ли не скучала о том, каким он был тогда, когда пил. По крайней мере, он был искренним, и мог говорить обо всем, что только не касалось его самого».

«Наш сын ходил к специалисту по лечению наркозависимости, и теперь он заявляет, что мы — бесчеловечные нарушители прав ребенка».

«Я говорила своему мужу, что эти встречи ему никак не помогают, что теперь он называет свои попойки „рецидивами“ и все меньше чувствует себя виноватым после них. Он все больше и чаще соглашается, с тем, что он пьющий, но говорит, что „рецидивы“ — это нормальный этап процесса выздоровления. Хотя, когда он идет на собрание после очередного „рецидива“, он чувствует себя пристыженным и подавленным».

Это интересно:  Толкование на Евангелие от Иоанна

«Через год после того, как я бросил пить, моя жена пришла в Ал-Анон[5] с подругой. Теперь она отказывается общаться со мной, до тех пор, пока я не начну ходить в «АА».

«Консультанты в реабилитационном центре были малообразованны и действовали как роботы, повторяя заученные слова».

«Я слышал, как один человек говорил: „Я каждый день молюсь Богу, чтобы у меня не возникло идеи, будто я могу управлять своей собственной жизнью“. От этих слов мне стало плохо, но я не находил в себе сил покинуть группу».

Эти комментарии, а иногда — длинные истории, которые они нам рассказывают, убеждают на конкретных примерах, что «Анонимные Алкоголики» — это секта. Сообщество «АА» распространяет вокруг себя сектантский дух. Оно выглядит как секта, действует как секта и звучит как секта. Это — секта, выросшая из того же корня, что и другое радикальное религиозное движение — «Оксфордская группа»[6] и мгновенно отпочковавшаяся в самостоятельное образование. Ее члены обосновались в темных нишах общества: тюрьмах, больницах, трущобах, чтобы объявить пьяниц больными, неспособными прекратить пьянство или злоупотребление другими химическими веществами Они изобрели покладистую «Высшую Силу», удобное алкогольное «божество», санкционирующее их на нелегкий путь по шаткой планке познавания трезвости, направляющее их на этом пути. Они постоянно нацелены на поиск новых членов, чтобы оправдать собственную привязанность к секте.

«АА» не секта, потому что не соответствует некоторым критериям, придуманными академической наукой, но это — секта, потому что выглядит таковой. Ученые в области социальных и поведенческих наук не так часто делают новые открытия, обычно они используют уже открытое, подсчитывая, описывая, сопоставляя, и анализируя открытия, сделанные простыми людьми. Они, как правило, очень мало знают о тех реальных явлениях, о которых высказываются, каждый раз делая ставку на неосведомленности уважаемых коллег. «АА» процветают за счет людской робости: людям неловко сказать о том, что они видят на самом деле — вспомните сказку «Новое платье короля». Следовательно, настало время назвать «АА» сектой и подождать, пока ученые это поймут.

Чтобы им помочь, я использую семнадцать научных критериев секты, выделенных Бьюфом, и сделаю прямое и ясное заключение, основанное на моем ежедневном опыте работы в национальном офисе «Рационального выздоровления».

1. Религиозная ориентация, вера в сверхъестественное.

Как предсказано в «Малой Книге» (моя книга 1980 г.)[7], федеральные суды теперь относятся к литературе, содержащей учение «АА», а также к «шагам» как таковым, как к «вещественному доказательству N1», показывающим, что движение «АА» — «откровенно религиозно». «АА» — интенсивно религиозное сообщество; в какой еще религии требуют по 90 встреч в течение 90 дней? Что здесь за срочность?

«Большая Книга»[8] рассматривается внутри 12-ти шагового культа как данный свыше, священный текст. Любые возникающие споры разрешаются цитированием из нее того или иного пассажа. Всестороннее и продолжающееся исследование Гаэтано Соломона в журнале «Рациональное выздоровление» открывает чисто религиозную идентичность и корни «АА». Одним из уникальных трудов является его сравнение поверхностной и глубинной структур 12-ти шаговой религиозной конверсионной программы (то, что ты видишь, и то, что ты получаешь на самом деле).

Расколы в семьях, берущие начало в членстве в «АА», как и конфликты на религиозной почве часто разрывают семейные узы. По крайней мере, одна методистская церковь выступила против «тех людей, которые проводят встречи в подвалах», против того, чтобы проводить воскресные службы с плюшевом медвежонком над алтарем — там, где был образ Христа. Церковь Спокойствия[9], как они называют сами себя, отправляет культ, используя специальную, Библию, написанную специально для алкоголиков.

[Одна позвонившая нам женщина]… взволнованная, не желая никогда более возвращаться в «АА», вот что рассказала о группе: «Теперь я понимаю, почему я всегда испытывала дискомфорт на встречах. Они говорят: программа «шагов» не религиозна, но духовна, а сами при этом не признают ценности каких бы то ни было религиозных обрядов.

Они заявляют, что уважают все религии, но уверены в том, что нет такой религии, которая помогала бы решать проблемы зависимости от алкоголя или наркотиков. На мой взгляд, это означает, что «АА» ставят свое понимание выше христианского, когда диагностируют у всей семьи «болезнь» зависимости. Они определили всю мою семью как семью созависимых или потворствующих, которые должны заниматься планом своего спасения, как если бы они вдруг заболели. Это меня расстраивало, но я продолжала посещать встречи и постепенно членство в группе вытеснило мою связь с церковью. Хотя они и утверждают, что нет конфликта между церковью и программой, в действительности, невозможно поддерживать и то, и другое. В «АА» я научилась относиться к Богу не так, как учат в моей церкви. После посещения 12-ти шаговых собраний, я стала на богослужении в моей церкви духовно отделяться от всех, потому что в моем представлении Иисус Христос в церкви коренным образом отличается от той «Высшей Силы», которой я поклонялась, по существу, на собраниях групп. Я не могла выражать эту проблему ни на встречах «АА», ни в церкви, но теперь «Рациональное выздоровление» воссоединило меня с моей религией, показав, что пьянство не болезнь, это грех…».

2. Иррациональность, ригидность (неизменяемость), антиинтеллектуальность.

Согласно адептам «АА», учение «АА» всегда правильно, в том виде, в каком оно было написано. Никто не может говорить о непоследовательности учения «АА», и групповое взаимодействие строится таким образом, чтобы охранять его от критики. «Ваши лучшие мысли взяты отсюда», «Нет такого настолько глупого человека, который бы не понял программу, просто многие слишком умничают», «Ждите чуда».

3. Харизматический лидер.

Мало кто станет оспаривать факт, что [второй основатель «АА»] Билл У.[10] стал почитаемым в народе «святым», кумиром, боготворимым в 12-ти шаговом сообществе. Его дом превратился в место паломничества, а его личные вещи — в священные предметы. Некоторые его считали реинкарнацией Христа, ведущим мир в Эру Трезвости, тысячелетнее царство сравнимое с Царствием Божиим, о котором говорится в Библии. «Пожизненные» члены «АА» прослеживают свою родословную, ведущую к Биллу В. через генеалогию своих поручителей, и в дискуссиях с гордостью заявляют: «Билл В. был великим спонсором моего спонсора». Коренные члены «АА» относят себя к «доверенным служителям» вопреки утверждениям, что у «АА» нет лидеров. Такой ярлык прибавляет имиджу таких личностей огромный моральный авторитет, так как они фактически представляют генеалогию «АА», идущую к Биллу В. и в конечном итоге к «любящему богу» «АА», которому они «послушно служат».

4. Иерархическая авторитарная структура.

Несмотря на то, что постороннему наблюдателю «АА» представляется некоммерческой корпорацией независимых наставников, и сообщества составляются из равных групповых ячеек, помимо этого существует другой более высокий уровень организации. Его члены, защищаясь анонимностью и выставляя себя в качестве экспертов, знающих проблемы зависимостей, проникают в федеральный и государственный бюрократический аппарат, где манипулируют социальной политикой и финансовыми структурами, воздействуя на систему социального обслуживания Америки. Сотни некоммерческих организаций ставят своей единственной целью насаждение пропаганды на тему болезни-лечения и создание сети сообществ для поддержки на высшем уровне 12-ти шаговых программ, описанных в литературе, посвященной учению «АА». В настоящее время, когда в распоряжении американской социальной системы, включая суды и тюрьмы, находятся профессиональные исправительные и лицензионные учреждения, социальные и медицинские благотворительные программы, система здравоохранения военнослужащих, «АА» можно рассматривать как мощную иерархию профессиональных сотрудников, которые находятся на ответственных должностях в обществе. «АА» — это секта, которая проникла в бюрократию, что я и называю «сектократией», из-за отсутствия другого термина, описывающей эту аномалию. Средства на финансирование этой сектократии создаются не путем добровольных пожертвований благодарных алкоголиков, но изымаются у каждого налогоплательщика в результате насильственного изменения государственных налоговых законов. Сектократия расширяет ряды своих членов, используя авторитетность социальных организаций, чтобы втиснуть незащищенных людей в свои группы, где они подвергаются внушению в определенных условиях, и что могло бы заинтересовать организацию «Международная Амнистия»[11]. Наказанием для тех, кто сопротивляется участию в «АА», может быть тюремное заключение, смерть от отсутствия донорских органов для трансплантации, тюремное заключение вместо условного или досрочного освобождения, потеря социального обеспечения и льгот здравоохранения, потеря родительских прав вместо суда по семейным делам, потеря средств к существованию при инвалидности вместо профессиональных программ, и потеря работы вместо программ помощи в трудоустройстве.

Давно не секрет, что люди, которые получают при тестировании высокий балл по авторитаризму, относятся с наибольшей строгостью к исполнению 12-ти шаговой программы и более склонны становиться посвященными, долговременными ее членами. Система наставничества делает возможным расслоение внутри групп, принижение и удовлетворение жажды власти и контроля над другими людьми.

Кроме того, члены «АА» достигают своего статуса и доверия окружающих, основываясь на времени, прошедшем после последней выпивки, поэтому некто с пятью годами трезвости должен чувствовать превосходство над тем, кто трезв десять дней. Результатом является ядро группы — «истинных приверженцев», личности которых составляют одно целое с «АА».

5. Подавление индивидуальности «Волей бога».

Прекратить пить недостаточно, чтобы удовлетворить требования 12-ти шаговой программы. Нужно принять бога «АА», «Высшую Силу» в качестве своего личного спасителя. В основании почти всех культов лежит контроль бога. Джим Джонс[12], Давид Кореш[13] и «Врата Рая»[14] имеют общую черту для всех сектантов черту — они выбрали понравившееся им из легитимных религиозных систем и отбросили все остальное.

Обычно секты — это религиозные сообщества, трактующие слово «бог» каким-либо особенным образом, всегда разрушающим критическое мышление и заставляющим их членов постепенно становиться все более покорными «воле божьей»…

6. Догматизм, исключительное право на истину в последней инстанции.

Чтение основополагающего документа «АА» — «Большой Книги» раскроет тот факт, что «АА», вне всякого сомнения, несмотря на некоторые дипломатические увертки, декларирует свое обладание истиной в последней инстанции. Все, кто пытался выступить против доктрины «АА» во время собраний, быстро выясняли, что они неправы, и что «шаги» абсолютно верны, а поддержка оппозиционных убеждений равносильна смертному приговору. [Один человек] позвонил и рассказал: «Как только я объявил в группе, что читал новую книгу „Рациональное выздоровление“, они стали сторониться меня, словно я был зачумленный. Это было так, как если бы я предал всех присутствующих или внес семена раздора».

Ни одна секта так не преуспел в наделении своих членов отличительными особенностями, как «АА». Даже секта «Врата Рая», требовавшая ношения униформы и кастрации, не смогла заручиться достаточную поддержку ученой общественности, чтобы защитить странную концепцию НЛО-спасителя, спрятанного в хвосте кометы Хейл-Боппа. «АА» высказал гипотезу о существовании священной болезни и нашел мощнейшую поддержку. Ти и До, лидеры «Врат», не получили от официальных религий поддержки своих представлений о спасении и рае. Когда 39 членов секты добровольно убили себя, как и предписывала доктрина, их не рассматривали в качестве жертв гипотетической болезни, но, в большей степени, отнесли к жертвам опасного культа.

Не надо слишком напрягать воображение, чтобы представить секту типа «Врат рая», только более высокоразвитую и организованную, в которой значительное число ученых медиков и психологов становятся посвященными членами…

«Журнал рационального выздоровления», N 9, вып.5, май-июнь 1997 (The Journal of Rational Recovery, Volume 9, Issue 5, May-June, 1997).

[1] Слово «cult», которое использует автор статьи, большинство словарей перводят как «религиозный культ», Скажем, «Большой англо-русский словарь» в двух томах под общей редакцией И.Р. Гальперина (М., Русский язык, 1979) дает следующий перевод слова «cult»: «1. культ, поклонение (божеству)… 2. религиозные обряды 3. перен. преклонение, обожествление…». Однако более современный толковый Cambridge Advanced Learner’s Dictionary (Cambridge University Press 2005) дает следующее определение понятия «cult»: 1. религиозная группа, члены которой могут проживать вместе, а их верования считаются большинством людей экстремальными или странными. Словарь, изданный в Оксфорде (Compact Oxford English Dictionary of Current English, Third Edition, Oxford Dictionaries, 2005) приводит похожее определение «…2. небольшая религиозная группа, которая считается странной или в которой действует чрезмерный контроль над членами…». Думаем, нет нужды приводить дальнейшие сравнения в доказательство допустимости использования слова «секта» для перевода английского слова ««cult» в данном контексте. Тем более, что в большинстве европейских языков именно так и происходит: эквивалентом слова «cult» в них являются secte (французский), secta (испанский), Sekte (немецкий). — Прим. ред.

[2] Chaz Bufe, Alcoholics Anonymous: Cult or Cure?, Tucson, AZ: See Sharp Press, 1998.

[3] См., например http://www.apa.org/monitor/julaug04/jn.html, http://www.freedomforum.org/templates/document.asp?documentID=14 537

[4] Rational Recovery: The New Cure for Substance Addiction, Pocket Books, 1996.

[5] «Нар-Анон», «Ал-Анон» — в группы поддержки для родственников людей, страдающих алкоголизмом и наркоманией.

[6] Подробнее об этом см. Протоиерей Алексий Бабурин. Идейные корни прозелитической миссии «Анонимных Алкоголиков». Доклад на Круглом столе в Национальном научном центре наркологии 15 декабря 2007 года.

[7] The Small Book: A Revolutionary Approach to Overcoming Drug and Alcohol Dependence (Paperback, 1996)

[8] Так кратко называется основополагающий текст «Анонимных алкоголиков» («Анонимные алкоголики. Рассказ о том, как тысячи рассказ о том, как многие тысячи мужчин и женщин вылечились от алкоголизма», Alcoholics Anonymous World Services, Inc., 1989).

[9] См. http://www.serenitychurch.net/

[10] Американский брокер Билл Уилсон (1895−1971), который в 30-е годы ХХ века основал общество «Анонимных алкоголиков».

[11] Организация, занимающаяся защитой прав человека.

[12] Джеймс Уоррен «Джим» Джонс — проповедник, основатель секты «Народный Храм» (1955), причисленной американским законодательством к деструктивным, запрещенным культам. Свою известность получила после массового самоубийства 913 членов в Гайане в 1978 году.

[13] Дэвид Кореш — лидер секты «Ветвь Давидова». Погиб на 51-й день осады поместья «Маунт Кармел» вместе с более чем 70 членами секты в результате пожара в здании.

[14] Секта, основанная Маршаллом Херффом Эплуайтом. 22 марта 1997 года 37 его учеников совершили самоубийство, чтобы вознестись к НЛО, который якобы следовал за кометой Хейла—Боппа к вратам рая.

Перевела с английского Елена Иконникова

Впервые перевод статьи Джека Тримпи опубликован на сайте Прихода Никольской церкви в селе Ромашково Московской области.

В статье использовались материалы с сайтов:

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий