Алкоголизм и наркомания: профилактика психологическая — это… Значение психологического термина

Алкоголизм и наркомания: профилактика психологическая пояснение

АЛКОГОЛИЗМ И НАРКОМАНИЯ: ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ (психологическая профилактика алкоголизма и наркомании) — методы психологические профилактики алкоголизма и наркомании — это:

1) в узком значении — совокупность психологических способов и приемов формирования отрицательного отношения к алкоголю и наркотикам;

2) в широком значении — методы формирования такого образа жизни и направленности личности, при коем сводится к минимуму возможность появления тяги к алкоголю и наркотикам. Различаются:

1) профилактика первичная — научно обоснованные психологические приемы антинаркотического воспитания;

2) профилактика вторичная — методы психологической помощи лицам, злоупотребляющим одурманивающими веществами;

3) профилактика третичная — организация психологической поддержки и самоподдержки выздоравливающих от алкоголизма и наркомании. Профилактика первичная содержит мероприятия, направленные на предупреждение причин алкоголизма и наркомании задолго до того, как они могут появиться. Оптимальный период для создания антинаркотических установок — младший и средний возраст. Учитывая психологические особенности этих возрастных групп, разъяснительная работа должна направляться на демифологизацию алкоголя и наркотиков как символов престижа, разрыв ассоциации потребления алкоголя с положительными качествами личности: мужественностью, храбростью, «современностью» и пр. В антинаркотической пропаганде для взрослых нужно в доступной форме сообщать о свойствах наркотизирующих веществ и возможных последствиях употребления, сформировать в общественном сознании альтернативу стилю жизни, включающему потребление алкоголя и наркотиков. На основании опыта установлено, что особенно эффективны не деструктивные методы профилактики, основанные на запугивании и устрашении, а конструктивные — направленные на формирование такой смысловой ориентации личности, для коей алкоголь и наркотики не являются ценностями. Кроме того, выявлена недостаточность сугубо вербальных методов помощи психологической и эффективность деятельностно опосредованных методов воздействия: ролевые игры и дискуссии, формирование внешкольной воспитывающей деятельности, создание клубов по интересам и пр. Профилактика вторичная имеет дело с лицами, употребляющими алкоголь и наркотики. Сюда входят: 1) ранняя диагностика; 2) раскрытие психологического неблагополучия личности, связанного с причинами наркотизации; 3) предложение широкой помощи психологической — беседа клиническая, кабинеты анонимной наркологической и социально-психологической помощи, группы общения, встречи с бывшими алкоголиками и наркоманами, работа с непосредственным окружением и семьей злоупотребляющего, и пр. Профилактика третичная касается помощи больным, выздоравливающим от алкоголизма и наркомании. Этой цели служит образование клубов трезвости, обществ типа «Анонимные алкоголики», организация консультаций психологических для выздоравливающих, и пр.

Алкоголизм и семья

Пьянство и алкоголизм — традиционный мотив разводов во всех развитых странах, неизменно занимающий первое место среди причин разводов. Поданным Всемирной организации здравоохранения, алкоголизмом в различных странах страдает от 2 до 10% населения.

Естественно, что бытовое пьянство и алкоголизм отражаются на супружеской и семейной жизни, на членах семьи, на воспитании детей, а также на трудовой деятельности и общественном поведении.

Многие исследователи склонны расценивать алкоголизм как типичную социопатию, ибо это заболевание носит совершенно иной характер и имеет иное происхождение, чем все другие заболевания, в том числе и психические.

Алкоголизм — типичная наркомания, сформировавшаяся на базе достаточно регулярного употребления спиртных напитков в течение ряда лет. Хронический алкоголизм следует отличать от бытового пьянства, которое обусловлено ситуационными моментами, дефектами воспитания, низкой культурой, моральной распущенностью. Если в борьбе с бытовым пьянством достаточно мер общественного воздействия, то хронический алкоголизм, который приводит к психическим расстройствам и целому ряду других заболеваний, нуждается в медицинском лечении.

Алкоголизм как наркомания, по мнению специалистов, может возникнуть в результате злоупотребления алкоголем от 1—2 до 15—20 и более лет в зависимости от пола, возраста, степени психических и соматических нарушений, индивидуальных особенностей личности пьющего.

К сожалению, бытовое пьянство тесно связано со сложившимися обычаями и традициями в проведении любых торжеств, праздников, с низким культурным уровнем проведения отдыха и досуга, с неумением людей занять себя. Бытовому пьянству также способствует высокая степень терпимости со стороны общественности и всех граждан. Опасность алкоголя состоит в том, что он изменяет душевное состояние, якобы временно повышая тонус, настроение, а в дальнейшем приводит к потере самоконтроля.

В последние десятилетия произошли значительные изменения среди лиц, страдающих алкоголизмом. Основную, подавляющую часть больных хроническим алкоголизмом составляют мужчины, однако если в начале XX в. большинство исследователей отмечали редкость и исключительность алкоголизма среди женщин, то в последние годы, по данным различных авторов, женский алкоголизм стал очень распространенным явлением. По данным Г. В. Морозова и А К. Качаева, начало систематического злоупотребления алкоголем среди женщин в 29,3% случаев приходится на возраст от 15 до 23 лет и в 53% — от 23 до 30, а в целом до 30 лет — у 82%. На факте омоложения женского алкоголизма указывают и другие авторы (И. В. Стрельчук, И. Г. Ураков, Ф. Ф. Гордеев).

Все они отмечают, что влечение к нему у женщин проявляется гораздо быстрее, т. е. в первые 1-3 года злоупотребления спиртными напитками. При этом наблюдается быстрая психическая деградация личности. А. А. Кирпиченко (Витебск) сообщает, что 56% женщин, страдающих алкоголизмом, были разведены; в 60% случаев образование женщин не превышало 8 классов. Многие женщины были связаны с производством, где имели непосредственный доступ к спиртным напиткам. Нередко алкоголизм сопровождался сексуальной распущенностью, отсутствием должной заботы о детях, нарушением производственных взаимоотношений. Е. П. Соколова (Москва) сообщает, что среди женщин, больных алкоголизмом, 49% оказались работниками торговли предприятий общественного питания, так или иначе связанными со спиртными напитками.

Особое внимание, которое мы уделяем женскому алкоголизму, связано прежде всего с тяжелыми последствиями для потомства. По мнению д-ра мед. наук В. М. Лупандина, алкоголизм матерей приводит к особо тяжелый последствиям для потомства, которые проявляются в дефектах роста, психического и физического развития, черепно-лицевых уродствах (микроцефалия, короткие и узкие глазные щели, недоразвитие верхней и нижней челюстей). Возможны также аномалия суставов, врожденные пороки сердца, аномалия наружных половых органов и многое другое.

Л. Я. Висневская и Е. А. Данилова в брошюре «Пьют родители — страдают дети» приводят данные психиатра Н. Н. Боднянской, обследовавшей 114 детей из 70 семей с пьющими родителями. В 1/5 наблюдений в раннем возрасте дети заметно отставали в физическом развитии от сверстников, плохо прибавляли в массе, росли слабыми и болезненными, поздно начинали ходить и говорить; 8 детей родились с уродствами — чрезмерно маленькой головкой, недоразвитыми конечностями. Более чем в половине случаев дети страдали тем или иным видом нервно-психической патологии — умственной отсталостью, задержкой психического развития, неврозами, патологией характера, эпилепсией и т. п.

Дезорганизующее влияние хронического алкоголизма на супружескую жизнь и воспитание детей многообразно. Во-первых, в связи с частыми, регулярными выпивками в семье создается напряженная, конфликтная ситуация. Во-вторых, при алкоголизме изменяется сама личность больного, наблюдаются значительные элементы потери самоконтроля, моральной деградации, безответственности, пренебрежительного отношения к детям.

Встречаются случаи бессмысленной жестокости, грубости, бестактности, хулиганства со стороны регулярно пьющего родителя. В психологическом отношении обстановка в семье становится ненормальной, она характеризуется постоянными ссорами и конфликтами, является психотравмирующей как для другого брачного партнера, так и для детей.

«Нельзя допустить, — пишет В. М. Лупандин, — негативного отношения ребенка к самому себе, которое индуцируется конфликтным поведением пьяного отца. Ясно также, что пьянство отца отвлекает внимание матери и ребенка, лишает эмоциональную атмосферу семьи покоя, который необходим для пробудившейся личности ребенка. ». И далее автор продолжает: «Обычные трудности развития, характерные для подростков, такие, как повышенная требовательность к окружающим, ниспровержение авторитета родителей, различные комплексы и т. д., осложняются алкоголизмом отца».

Для стабильности семьи немаловажным обстоятельством является то, что при бытовом пьянстве и хроническом алкоголизме увеличиваются непроизводительные расходы семьи. Между супругами, даже при нормальных взаимоотношениях, те или иные периоды совместной жизни могут существовать финансовые разногласия. При систематическом бытовом пьянстве и хроническом алкоголизме подобные разногласия приобретают особую остроту. Вполне естественно, что вследствие систематического пьянства уровень жизни семьи по сравнению с семьями непьющих резко снижается.

Другим последствием систематического бытового пьянства и хронического алкоголизма является достаточно резкое снижением мужской потенции и даже возникновение импотенции. В интимных отношениях со стороны алкоголика проявляются агрессивность, жестокость, грубость, что вызывает отрицательные чувства у женщин и в ряде случаев может привести, как уже отмечалось, к возникновению фригидности.

В семье, где один из родителей систематически пьет, отсутствуют условия для нормального воспитания и развития детей. Дети и остальные члены семьи испытывают острое чувство стыда перед знакомыми, друзьями, товарищами, соседями, родственниками за пьющего мужчину (женщину). Как правило, пьяницы и алкоголики совершают много антиобщественных поступков (драки, хулиганство, скандалы и пр.).

Факты, которые приводятся в научной литературе, свидетельствуют о том, что больным алкоголизмом присуще «богатое» судебное прошлое, криминальные наклонности и они могут рассматриваться как потенциальные нарушители общественного порядка. По наблюдениям врача В. Пеева (Болгария), 24,3% больных алкоголизмом имели судимости за воровство, хулиганство, изнасилования, убийства, 32,4% больных были разведены, в том числе 70% из них находились в разводе в возрасте до 40 лет. Большая часть больных алкоголизмом не занималась общеполезным трудом.

Как видим, на почве систематического бытового пьянства и хронического алкоголизма возникает целый ряд условий и обстоятельств, разрушающих брачную жизнь. Поэтому отнюдь не случайно, что пьянство и алкоголизм в иерархии мотивов разводов составляют львиную долю и практически всегда находятся на первом месте. Невозможно и трудно переоценить отрицательные последствия для семьи указанного социального зла. Мы не останавливаемся на экономических последствиях пьянства и алкоголизма для общественного производства, так как это особая тема исследований. Кроме того, существует еще один аспект тяжелых последствий алкоголизма для семьи: со временем происходит изменение характера человека, страдающего алкоголизмом, и даже, более того, очень часто происходит деградация личности.

Вероятно, было бы упрощенно и примитивно представлять причины бытового пьянства и хронического алкоголизма только свойствами и обстоятельствами личной нравственной распущенности отдельных индивидов, низким уровнем культуры, недостаточно развитыми духовными потребностями, слабопониманием и другими нравственно-духовными критериями.

Безусловно, что указанные обстоятельства играют свою роль, однако далеко не им принадлежит первенство. В биографии значительной части алкоголиков было неблагополучное детство: конфликтная семья, педагогическая запущенность, частые случаи жестокости, грубости, бестактности со стороны родителей. С детства у ребенка складывались и закреплялись конфликтные отношения с матерью или отцом. Как правило, с раннего детства ребенок ощущал недостаток любви, нежности, заботы, непонимание своих специфических проблем, т. е. испытал целый ряд глубоких психических травм.

В подростковом и юношеском возрасте неблагополучная семейная среда оказывает особое влияние на возникновение пристрастия к спиртному. Как отмечают известные советские психиатры В. А. Гурьева и В. Я. Гиндикин, следует выделять следующие обстоятельства, способствующие юношескому алкоголизму,— алкоголизм отца, алкоголизм матери и ее аморальное поведение, утрата отца, конфликтная ситуация в семье и связанные с предыдущими факторами безнадзорность, педагогическая и социальная запущенность.

Большое неблагоприятное влияние на детей, подростков и юношей оказывают также условия жизни в неполных или распавшихся семьях. В этих условиях в значительной степени затруднен социальный контроль за подростком, ухудшается и общая атмосфера семьи. Разумеется, решающая роль в семейном воспитании принадлежит поведению самих родителей, наличию или отсутствию у них «двойной морали», цинизма, нигилизма, скептицизма по отношению к основным ценностям культуры и цивилизации.

Воспитывает реальное поведение самих родителей, образ и- мыслей, образ их жизни, взаимоотношения друге другом. Л Макаренко писал о том, что плохие родители «слишком преувеличивают значение педагогических бесед», которые, по их мнению, «имеют целью огорчить слушателя, довести до слез, до нравственного изнеможения». Итак, дефекты воспитания и нравственного развития детей зависят от многих факторов, однако среди них следует выделить: а) образ жизни, поведения, нравственный и культурный уровень матери и отца; б) взаимоотношения между отцом и матерью; в) отношение их к своему ребенку; г) осознание и понимание целей, задач семейного воспитания и средств, способов в их достижении.

Естественно, отец и мать являются первыми и самыми убедительными образцами поведения для ребенка. Именно от неподобающего поведения родителей происходят дефекты воспитания и нравственного развития детей. По данным Н. Г. Яковлевой, в большинстве случаев подростки, систематически или часто употребляющие алкоголь, начали это делать в семье, подражая взрослым и с их разрешения.

Положительное влияние семейного воспитания в хороших семьях несомненно, как несомненно и глубоко отрицательное влияние в так называемых конфликтных, или проблемных семьях. Более того, отрицательные черты характера матери и отца так или иначе передаются ребенку через постоянное общение в семье, через социальное подражание.

В психиатрической и психологической литературе накоплено и приводится достаточно фактов, убедительно доказывающих, что нервно-психические расстройства детей часто имеют в своей основе неправильное эмоциональное отношение матери (отца) к своему ребенку.

Итак, влияние семейной микросреды на развитие личности ребенка огромно. Оно может быть и сугубо отрицательным, деформируя черты характера ребенка, что, несомненно, скажется на его будущей, в том числе семейной, жизни. Дефекты характера и нравственного воспитания могут способствовать появлению пристрастия к алкоголю, которое возникает как защитная реакция против ощущения своей неполноценности, неуверенности в себе, подавленности, апатии и пессимизма/Дисгармоничные черты личности, заложенные еще в родительской семье, являются благодатной почвой для пристрастия к спиртному. Как уже отмечалось, влияние алкоголизма и бытового пьянства на супружескую и семейную жизнь огромно. Злоупотребление алкоголем одного из супругов создает в семье ненормальную атмосферу и постоянную

почну для ссор, конфликтов, скандалов. Создается целый ряд психотравмирующих ситуаций для всех членов семьи и особенно для детей. Такая атмосфера пагубно влияет на психику и поведение детей. Резко возрастает риск заболевания нервно-психическими расстройствами детей, матери и других членов семьи, увеличивается вероятность рождения детей с различными отклонениями и аномалиями. В семьях, где один из супругов злоупотребляет алкоголем, появляются материальные трудности, постепенно сужается сфера духовных интересов, возрастают случаи аморального поведения. Супруги все больше и больше отдаляются друг от друга. Очень пагубны эмоционально-психологические и физиологические последствия пьянства и алкоголизма для интимной жизни супругов. Брачные отношения подвергаются самому трудному испытанию. В подобных условиях кто-то из супругов решается на последний шаг — развод.

Это интересно:  Чем вреден алкоголь. Полезная информация для школьников и их родителей

Таким образом, среди мотивов разводов пьянство и алкоголизм традиционно занимают первое место во всех исследованиях, проведенных разными авторами в разное время и в различных регионах страны. Вот почему борьба с этим социальным злом очень важна как для укрепления брака и семьи, так и для нормального, полноценного воспитания подрастающих поколений.

В ней должны принимать участие государственные и общественные организации, все граждане нашего общества.

Неблагополучные семьи: наркомания и алкоголизм Неблагополучные семьи: наркомания и алкоголизм

Неблагополучные семьи. Особенности детей из семей с алкогольной зависимостью

У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия: деструктивная семья, дисфункциональная семья, семья группы риска, негармоничная семья.

Неблагополучная семья — это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети» [16, с. 69].

Воспитание в неблагополучных семьях, как правило, деформирует личностное развитие ребенка. Кроме того, неблагополучные семьи являются источником социального сиротства.

Исследователи проблемы социального сиротства (В.В. Чечет, Л.И. Смагина, Л.М. Шипицына и др.) среди основных причин данного явления указывают на кризис института современной семьи. Можно назвать целый ряд факторов, определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки:

1. Падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей.

2. Структурные изменения в семьях: увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей.

3. Отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т.д.

4. Падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда — жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями [2, с. 331].

В современной науке существует множество типологий семьи.

М.А. Галагузова выделяет типологию семей по уровню социальной адаптации [37, с. 119]:

1. Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями и практически не нуждаются в социальной поддержке. В случае возникновения проблем им достаточно разовой помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

2. Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например: неполная семья, малообеспеченная семья и т.п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.

3. Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями. В зависимости от характера проблем таким семьям оказывается социальная, образовательная, психологическая, посредническая помощь в рамках долговременных форм работы.

4. Асоциальные семьи. Семьи, в которых родители ведут аморальный, противоправный образ жизни, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям. Работа с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами и органами опеки и попечительства.

Неблагополучные семьи можно также условно можно разделить на две большие группы:

1) семьи с явной формой неблагополучия, в которых формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер: семьи с алкогольной зависимостью, конфликтные семьи, проблемные семьи, асоциальные семьи, аморально-криминальные семьи, семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи);

2) семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные): внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей [14, с. 49].

Семьи с алкогольной зависимостью составляют особую группу неблагополучных семей.

Семьи с алкогольной зависимостью — это семьи с явной формой неблагополучия, чаще всего, асоциальные.

Алкоголизм — это болезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся вследствие привычного его употребления и ведущее к утрате человеком социально ценных духовных и физических качеств» [30, с. 11].

Хроническая, травмирующая психику ситуация в семье алкоголика неблагоприятно отражается на здоровье всех ее членов. В таких семьях складывается обстановка, делающая невозможным полноценное воспитание и обучение детей: постоянные скандалы, грубость, насилие со стороны родителей, отсутствие взаимопонимания — все это ведет к умственной ограниченности и психофизическому недоразвитию детей. Изучение детей родителей, злоупотребляющих алкоголем, показало, что пьянство, даже в самой безобидной форме, оказывает отрицательное влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Случаи, когда у злостных алкоголиков рождаются «вполне нормальные» дети, не доказывает безвредности алкоголизма родителей, а свидетельствует лишь о том, что фактор пьянства действует в совокупности с большим количеством других факторов.

Кроме того, анализ особенностей развития этих так называемых «нормальных детей» показывает наличие у них отклонений в эмоционально-волевой и личностных сферах.

Несмотря на большое разнообразие направлений и характера психического и физического развития детей в условиях семейного алкоголизма, выявляются и его общие закономерности.

Прежде всего, алкоголизм родителей ведет к соматической патологии: преждевременным родам, отставанию в физическом развитии ребенка.

40-60% детей алкоголиков страдают олигофренией и умственной отсталостью [32, с. 37].

Нарушение умственного развития детей, чьи родители страдают алкоголизмом, могут быть обусловлены не только олигофренией, но и задержанным темпом развития центральной нервной системы. В этих случаях дети, хотя и не являются умственно отсталыми, но по темпу своего психического развития отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Эта группа детей в отечественной литературе обозначается как дети с задержкой психического развития (ЗПР), у которых отмечается отставание в развитии таких умственных операций, как анализ, сравнение, синтез.

Усилению или появлению генетических отклонений в поведении у детей способствует неправильное воспитание или отсутствие его как такового. Это случаи, когда дети брошены на произвол судьбы родителями, ведущими аморальный образ жизни, когда ребенок является лишним, отвергнутым и видит постоянные примеры жестокости, конфликтов и фальши со стороны взрослых.

Такая наследственность и социальная ситуация развития ребенка (недостаток заботы и ласки, непредсказуемость поведения родителей, жизнь в состоянии постоянного страха) провоцируют формирование специфических черт характера, обусловленных переживаниями ребенка и его внутренним конфликтом в ответ на действие идущих извне стрессовых факторов психологического порядка. Внутренний конфликт является результатом столкновения в сознании ребенка противоположных, аффективно окрашенных отношений к близким людям. При семейном алкоголизме подобные переживания возникают очень часто: это может быть двойственное отношение к пьющему отцу или матери, либо сочетание обиды и любви к родителям, злоупотребляющим алкоголем [14, с. 53].

Выделим то общее, что присуще детям алкоголиков в плане становления их характера как сочетания врожденных и внешних влияний. Прежде всего, дети из семей алкоголиков очень впечатлительны. Впечатлительность способствует запоминанию неприятных событий, их фиксации. Ребенок долго помнит обиду, оскорбление, страх, возвращается своими переживаниями в прошлое и не может отталкиваться в своих действиях и поступках от настоящего. Почти все дети алкоголиков не могут идентифицировать или выразить свои чувства

Они с рождения ощущают диссонанс между поведением родителей и уверениями их, что «все в порядке», «ничего не произошло». Они учатся не замечать, не реагировать на чувства других, свои переживания стараются держать в себе.

Особенно тяжело дети переживают обиду, полученную от родителей, которые в состоянии алкогольного опьянения оскорбляют, угрожают побоями, нередко и бьют. Но ни родителям, ни в среде сверстников они никогда не скажут о своих страданиях. Дети убеждены, что то, о чем не высказано вслух, не существует.

Дети из алкогольных семей обладают внутренней неустойчивостью, обусловленной наличием трудносовместимых, противоположно направленных чувств и переживаний, склонностью к беспокойству и волнениям. Последнее качество детерминируется, по мнению Л.И. Захарова, повышенной эмоциональной чувствительностью, потрясениям и испугами, заостряющими эмоциональность, или передачей тревоги и беспокойства со стороны родителей, неразрешимостью какой-либо жизненно важной ситуации для ребенка, блокированием его насущных потребностей, интересов и влечений, неспособностью утвердить себя, отсутствием внутреннего единства [17, с. 49].

Неразрешимые для детей переживания обусловлены хронической психотравмирующей ситуацией, источником постоянного психического напряжения. На этом фоне дополнительно действующие психические травмы усиливают патогенность жизненной ситуации, поскольку ребенок не может справиться с ними. Вместе с внутренним конфликтом и неблагоприятным стечением жизненных обстоятельств в целом, это позволяет говорить о появлении неудачного, травмирующего жизненного опыта.

Положение осложняется тем, что дети могут из-за своего ограниченного и уже деформированного опыта, условий воспитания и отношений в семье эмоционально отреагировать на накапливающееся нервно-психическое напряжение. Когда длительно действующий стресс превосходит приспособительные возможности детей, не дает им выразить себя, своевременно разрешить травмирующую ситуацию, то он подрывает способность адекватно воспринимать себя, сопровождаясь понижением самооценки, неуверенностью в своих силах и возможностях, страхами и тревогой, чувством беспомощности и бессилия, т.е. развитием идей самоуничтожения, неполноценности, неспособности быть собой среди других.

Все эти нарушения приводят к различным формам неправильного поведения у детей и подростков. Е.М. Мастюкова выделяет следующие формы поведения детей алкоголиков. Прежде всего, это реакции протеста. Такие реакции чаще всего возникают при наличии алкоголизма у одного из родителей. Ребенок становится грубым, непослушным, стремится все сделать назло. Наряду с активными реакциями протеста могут появляться пассивные реакции, когда ребёнок убегает из дома, боясь родителей, затем постепенно начинает избегать общения и со сверстниками. На этом фоне у ребенка легко возникают невротические расстройства: нарушения сна, неустойчивость настроения. Более резким проявлением пассивного протеста являются попытки самоубийства, в основе которых лежит чрезмерно выраженное чувство обиды, желание отомстить, напугать. В некоторых случаях эти попытки носят демонстративный характер [42, с. 119].

Другой формой нарушения поведения детей и подростков при семейном алкоголизме является имитационное поведение, а именно такие социально отрицательные формы имитационного поведения, как сквернословие, хулиганские поступки, мелкое воровство, бродяжничество, различные формы агрессивного поведения.

В условиях хронически тяжелой семейной обстановки указанные трудности поведения постепенно нарастают и приобретают для ребенка характер привычного поведенческого стереотипа.

Все указанные нарушения могут стать основной для формирования стойких патологических свойств личности, затрудняющих ее социальную адаптацию.

Таким образом, особую проблему в настоящее время представляет собой семейный алкоголизм, т.к. пьющие родители наносят вред не только своему здоровью, но и здоровью детей. Почти все дети из алкогольных семей страдают отклонениями в психическом развитии, так как воспитываются в условиях постоянного страха, скандалов, неуравновешенного поведения родителей, а часто жестокости и насилия с их стороны. В итоге они вырастают нервными, эмоционально неустойчивыми, с заниженной самооценкой, с различными формами патологического поведения. Все эти нарушения значительно затрудняют воспитание и обучение детей, а ограниченный и деформированный жизненный опыт не позволяет им успешно адаптироваться к социальной среде.

Дети из социально-неблагополучных семей как объект профилактики злоупотребления наркотиками

МОУ «Русскополянская средняя общеобразовательная школа № 2»

ДЕТИ ИЗ СОЦИАЛЬНО-НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ

СЕМЕЙ КАК ОБЪЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ

ДЕТИ ИЗ СОЦИАЛЬНО-НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ

СЕМЕЙ КАК ОБЪЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ

Сложившаяся в России кризисная социально-экономическая ситуация сильное влияние оказывает сегодня на молодое поколение, оказавшееся в мире с деформированными морально — нравственными ценностями, лишенном ощущения как смысла происходящего, так и цели своего существования. Длительное пребывание детей и подростков в такой экстремальной для них ситуации и отсутствие дальнейших перспектив приводит к желанию уйти от реальной действительности путем изменения своего психоэмоционального состояния, что сопровождается принятием как алкоголя, так и различных психоактивных веществ(ПАВ).

Данная ситуация осложняется еще и тем, что изменение психического состояния стало модным и, в определенной степени, престижным в молодежной среде. Проводниками наркотиков являются, как правило, неформальные лидеры из числа близкого окружения подростка, которые весьма умело манипулируют теми, кто находится в стрессовом состоянии и желает как можно быстрее выйти из него, либо имеют неустойчивую эмоционально-волевую сферу, а подчас и творческими личностями, ищущими новые источники вдохновения. Определенный вклад вносят и средства массовой информации, постоянно пропагандируя пиво и алкоголь, неумело жонглируя различными фактами из области наркологии, либо воспевая различных кумиров, достигших определенных высот с помощью наркотиков.

ФАКТОРЫ РИСКА ИЛИ КТО ЧАЩЕ СТАНОВИТЬСЯ НАРКОМАНОМ.

Родителям и учителю важно знать не только что такое наркотики и наркомания, но и те обстоятельства, в связи с которыми у ребенка, подростка возникает наркомания.

Не каждый человек, испытавший на себе воздействие наркотических веществ, становиться наркоманом. Существует много обстоятельств, от которых зависит, быть наркомании у подростка или он только немного постоит на краю наркоманической бездны, отвернется и пойдет дальше по дороге жизни, обогащенный еще одним знанием. Что же это за обстоятельства? Ведь любой подросток может, как и любой взрослый, заболеть наркоманией. Но есть люди, у которых наркомания развивается с большей легкостью. Объясняется это рядом обстоятельств, которые принято называть факторами риска.

Факторы риска не возникают сами по себе, для их формирования необходима определенная почва. Чаще всего такой почвой является биологическая недостаточность или некомфортный социопсихологический климат, в котором развивается ребенок.

Выявление факторов риска, их структуры и значимости для появления наркомании возможно при изучении истории жизни и болезни ребенка. На основе знания личности конкретного ребенка, подростка, юноши и имеющихся у них факторов риска разрабатывается конкретная программа профилактики наркомании.

Традиционно специалисты выделяют три группы факторов риска, которые могут повышать вероятность раннего приобщения ребенка к алкоголю или курению.

* Первая группа — биологические факторы. До сих пор учеными не установлено, существует ли генетическая предрасположенность к использованию алкоголя. Уже давно замечено, в семьях алкоголиков дети гораздо чаще приобщаются к пагубной привычке. Но есть ли ген алкоголизма? И гены ли здесь виноваты?

Ведь пристрастие к алкоголю детей может быть результатом домашнего воспитания, которое в семьях алкоголиков зачастую далеко от идеального.

В настоящее время точно известно, что существует генетически обусловленное нарушение, при котором в организме человека вырабатывается недостаточное количество эндорфинов — веществ, «ответственных» за возникновение у человека положительных ощущений. Люди с этим нарушением подсознательно ищут способ компенсировать недостаток эндорфинов, часто путем употребления алкоголя, никотина и наркотиков. В этом случае даже единственная проба того или иного вещества чрезвычайно опасна, поскольку зависимость от химического стимулятора формируется чрезвычайно быстро. По данным обследования у 70% людей, страдающих алкоголизмом или наркоманией, может быть обнаружено такое нарушение. Поэтому, если в роду у ребенка были люди, страдающие алкоголизмом, родителям нужно быть чрезвычайно внимательными. Опасность знакомства с алкоголем у такого ребенка многократно возрастает. Необходимо с раннего возраста учить его иным, не наносящим ущерба здоровью, способам регуляции своего состояния. Особенно велико в таких случаях значение занятий спортом, закаливания, повышающих общий тонус организма и стимулирующих образование эндорфинов.

Это интересно:  Как быстро побороть похмелье домашними средствами

* Биологические ( или медицинские): патология беременности и осложненные роды, тяжелые и хронические заболевания, сотрясения головного мозга, алкоголизм или наркомания у родителей, психические заболевания у кого-либо из близких родственников.

Особое значение имеют нарушения нервной системы ребенка. Невропатологи утверждают, что сегодня эти нарушения могут быть определены почти у 60% детей младшего школьного возраста, но их проявления у ребенка часто носят вялый, неявный характер. Мало кто из родителей обращается к невропатологу из-за того, что ребенок плаксив, с трудом засыпает, у него плохой аппетит, он легко отвлекается и т. д. Обычно эти «недостатки» взрослые пытаются преодолевать с помощью воспитательных мер. Между тем дети с нарушениями в развитии нервной системы нуждаются в помощи специалиста, своевременно проведенное лечение очень часто полностью устраняет проблему. Напротив, без квалифицированного вмешательства эти нарушения способны стать причиной школьной неуспеваемости, девиантного (неадекватного) поведения. Такие дети испытывают потребность во внешней стимуляции, стабилизации своего внутреннего состояния, а значит, велик риск их раннего приобщения к алкоголю, наркотикам.

Из 14 социально-неблагополучных семей 6 детей страдают нарушениями нервной системы — это 42%.

При проведении анкетирования изучения отношения подростков к наркотикам, 50% учащихся таких семей выражают либеральное, положительное отношение к наркотикам. При анкетировании подростков из неблагополучных семей о причинах курения -37% считают, что курят за компанию и по другим причинам; 12% — чтобы чувствовать себя взрослее и нравиться. На вопрос : «Говорят в нашей компании когда-либо о наркотиках?» 12% опрошенных ответили –очень редко; 37%- часто; 50%- никогда. «Приходилось ли вам когда-нибудь пробовать наркотические или токсические вещества? 87% ответили нет, 3% -воздержались от ответа. «Случается ли вам употреблять какие-либо наркотические или токсические вещества в настоящее время?» 100% детей ответили нет. «Как часто вам случается употреблять алкогольные напитки в настоящее время?» -12% детей ответили — очень редко; 87% — не употребляю. «По какому поводу чаще всего употребляете алкогольные напитки?»-50% ответили только по праздникам; 25%- просто от нечего делать. На вопрос «Как вы оцениваете свой уровень знаний об алкоголе, курении, наркомании?»-25% ответили — средний; 75%- низкий.

Помимо биологических факторов риска свою негативную роль могут сыграть и некоторые характерологические особенности ребенка. В данном случае идет речь об акцентуации характера. Психологи определяют акцентуацию как чрезмерное заострение некоторых личностных черт. Она не является признаком патологии, но требует дополнительного внимания со стороны родителей и педагогов, потому что в подростковом возрасте акцентуированные черты могут стать причиной приобщения к алкоголю или наркотикам. Так, особого внимания требуют дети с неустойчивым типом акцентуации характера. Для них характерна резкая переключаемость, невозможность длительное время сосредоточиваться на выполнении задания, быстрая утомляемость, вызванная даже не очень сложной работой. Начиная какое-то дело, они часто не доводят его до конца. У них отмечаются быстрые перепады настроения, ярко выражена жажда развлечений, поиск новых ощущений. Поэтому такие дети легко идут на «эксперименты» с алкоголем, рано приобщаются к курению.

Внимания требуют и дети с истероидным типом акцентуации. Они отличаются сильнейшим стремлением постоянно быть центром внимания окружающих. Им даже не важно, хвалят их или осуждают, главное, чтобы именно они являлись «темой разговора». Ради популярности они готовы совершать и те поступки, которые в душе не одобряют. Поэтому они могут использовать алкоголь, курить даже не потому что им это нравится, а для того, чтобы завоевать авторитет, подчеркнуть свою значимость, особенность, «взрослость». При этом они любят преувеличить собственную «испорченность», похвалиться своей «бывалостью». Кстати, дети с истероидными чертами очень подвержены внешнему влиянию, поэтому они легко соглашаются на предложение попробовать алкоголь, закурить, лишь бы не выглядеть в глазах окружающих «маленькими», «смешными».

Говоря о биологических и психологических факторах риска, важно понимать, что они могут лишь потенциально способствовать приобщению к алкоголю, курению или наркотикам. Реализуют ли этот потенциал- зависит от взрослых, окружающих ребенка.

Если они сумеют научить ребенка регулировать свое состояние, удовлетворять потребность в получении удовольствия за счет разнообразных источников, не разрушающих его физическое и психическое здоровье, можно смело утверждать, что любая химическая зависимость ему не угрожает.

Раннее знакомство с алкоголем или никотином могут спровоцировать и особенности семейного воспитания. Учитель должен хорошо знать условия воспитания ребенка в семье, чтобы эффективно работать с ним.

* Социально-психологические: семейное неблагополучие, низкий материальный достаток, плохие условия проживания, неполная семья, алкоголизм и наркомания у близких родственников, психические расстройства или частые нарушения правил общественного поведения у членов семьи и близких родственников, сильная и

постоянная занятость родителей.

Бытует расхожее мнение о том, что риск формирования пагубных привычек выше у детей из неполных семей, там, где есть только мама (реже — отец). На самом деле состав семьи как таковой играет не такую уж большую роль. Как показывают исследования, среди тех, кто уже в школьном возрасте имеет опыт употребления алкоголя, практически поровну детей из неполных и полных семей. Гораздо большее значение имеет характер атмосферы, складывающийся в доме, наличие или отсутствие эмоциональной близости и доверия между детьми и взрослыми.

Отсутствие взаимопонимания в семье, чрезмерное давление родителей, недостаток уверенности в собственных силах — все это заставляет подростков объединяться в группы. В них молодежь пытается получить то, что не может иметь дома,- доверие, понимание, поддержку. Кроме того, объединяясь, подростки развлекаются, стремятся выразить себя.

ПРИЧИНЫ ПРИОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К НАРКОТИКАМ.

В поисках новых, необычных ощущений и переживаний подростки экспериментируют с ингалянтами, алкогольными напитками, наркотическими веществами. Две трети подростков знакомятся с ними из любопытства, желая соприкоснуться с запретным.

До 90% наркоманов начинают употреблять наркотические вещества в неформальных группах. Обычно это происходит вдали от взрослых, в одних и тех же укромных местах: в подвалах, на лестницах и чердаках, в парках и садах. Нередко в компании первую дозу получают обманным путем в качестве «нового сорта сигареты» или другой необычной «приманки» (таблеток, напитков или даже инъекций).

Потребление наркотиков рассматривается подростками как возбуждающее и приятное занятие, не имеющее отношения к опасности для здоровья, о которой говорят взрослые. Подросткам нравится связанное с этим ощущение риска.

Некоторые подростки употребляют наркотики или растворители, чтобы отвлечься от возникших проблем. Они могут переживать происшедший в семье развод или более глубокие проблемы. Это может быть реакция на плохое отношение родителей к ним, насилие или безразличие в семье, в школе, в среде подростков.

Семейное неблагополучие является одним из важных факторов, способствующих развитию подросткового наркотизма и наркомании. Прежде всего следует остановиться на таких семейных конфликтах, которые носят хронический характер. Такие конфликты находятся в тесной связи с различными типами неправильного воспитания.

Для семьи, в которой родители злоупотребляют спиртными напитками, характерны воспитание по типу гипопротекции и воспитание в условиях жестких отношений. С раннего возраста ребенок предоставлен самому себе, пребывание дома тягостно для него: он становится свидетелем или жертвой асоциального, иногда агрессивного поведения родителей. Ребенок становится «уличным», он проводит время в компаниях таких же обездоленных детей, которые группируются по территориальному принципу (дворовые, уличные). Обычно лидерство принадлежит делинквентному подростку старшего возраста. Этот подросток и становится для ребенка источником информации о наркотиках, а затем — источником снабжения наркотиками.

Пример родителей, ведущих асоциальный образ жизни, играет огромную роль в приобщении ребенка и подростка к употреблению спиртных напитков, а затем и наркотических веществ. Этому способствует типичная детская поведенческая реакция — реакция имитации. Ребенок склонен подражать родителям независимо от социальной направленности их поведения. Реже наблюдается реакция отрицательной имитации. Осознав негативные стороны жизни родителей, ребенок стремится избегать тех форм поведения, которые хоть отдаленно могут напомнить ему поведение родителей.

Большую роль играет наличие эмоционального контакта ребенка и родителей. Если ребенок воспитывается в обстановке эмоционального отвержения, это создает у него ощущение собственной вины, обделенности, формирует негативное отношение к окружающему миру. Эмоциональное отвержение может быть явным и скрытым. Ребенок остро ощущает свою неполноценность, стремится как-то компенсировать ее. Реакция компенсации направлена на достижение успеха в тех областях, где ребенок чувствует себя уверенно.

Потребление наркотиков также может быть реакцией на одиночество, ощущение своей ненужности, неуверенности в себе.

Если причина в этом, очень важно выявить ее и помочь подростку преодолеть эти трудности другими средствами, не пользуясь наркотиками. У подростков часто возникают проблемы, связанные с индефикацией своего «Я». Для повышения их самооценки родители должны постоянно повторять детям, что они любят их. Если подросток употребляет наркотики, лучшим решением проблемы будет предложить другую форму досуга, организованного более интересно и увлекательно, чем прием наркотиков. А самое главное необходимо помнить, что важность взаимопонимания в семье огромна.

Поэтому, как советуют специалисты, самое главное, чтобы ребенок понял, как начинают приобщаться к наркотикам, когда по медицинским показаниям их разрешено употреблять, какие неблагоприятные последствия его ждут.

Фактор семьи и родительского воспитания может оказывать на пристрастие подростка к наркотикам как прямое, так и косвенное воздействие. Многие подростки оказались предоставленными сами себе, улице, и в первую очередь пострадали подростки из неблагополучных семей. Эти семьи не предоставили детям психологической защиты в сложной социально — психологической ситуации.

В чем же состоят нарушения отношений родителей со своим ребенком, которые делают его психологически менее защищенным?

Прежде чем рассматривать эти нарушения, следует ввести понятие гармоничных родительских отношений с подростком.

Опираясь на практический опыт педагогов, психологов и психотерапевтов, гармонические родительские отношения можно описать так:

· Родители тепло и заботливо относятся к своему ребенку, эмоционально принимают его;

· Родители понимают возрастные особенности подростка, поддерживают его в трудной ситуации;

· Родители авторитетны для подростка, серьезно воспринимают его интересы и живут с ним в атмосфере сотрудничества.

Можно выделить три формы нарушения родительских отношений в семьях, где подростки имели первый опыт употребления наркотиков.

Первая форма — ЖЕСТОКОСТЬ В ОБРАЩЕНИИ С ПОДРОСТКОМ.

Деструктивная агрессия проявляется через физическое насилие, словесные оскорбления и унижения, через воспитание подростка «в ежовых рукавицах». При эмоциональном напряжении и жестоком обращении подросток прибегает к наркотикам, так как он вытолкнут из семьи в асоциальную среду или находится в иллюзорных поисках недостающего уважения, понимания и тепла.

Вторая форма – НЕПОНИМАНИЕ РОДИТЕЛЯМИ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА.

Самосознание подростка нередко формируется драматично и противоречиво.

Возможна ситуация, когда подросток обратился к наркотику, чтобы снять тревожность, возникшую вследствие ускоренного сексуального и интеллектуального развития. Родители же не способны психологически правильно реагировать на ситуацию, ограничиваются наказаниями, обвинениями морализацией. В этой ситуации подросток вынужден самостоятельно, часто цепь ошибок, вырабатывать свое отношение к наркотикам.

Третья форма – НИЗКИЙ АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ У ПОДРОСТКА.

Материальное благополучие и бесконфликтные взаимоотношения в семье, хорошее образование родителей не гарантируют утраты значимости отношения подростка к родителям. Если в сознании подростка не сформирован внутренний диалог с родителями, их опыт и жизненная позиция, в том числе и по отношению к наркотикам, не принимаются во внимание.

Первая форма семейного неблагополучия может быть прямой причиной приобщения подростка к наркотикам, вторая может «способствовать» этому косвенно, как дезорганизующий фактор, а при третьей форме из-за попустительской позиции родителей подросток имеет сниженную социально-психологическую толерантность в отношении наркотиков.

Неблагополучная семья: характеристика. Дети из неблагополучных семей

Будущее каждого человека зависит от семьи, в которой он вырос. Здесь закладывается развитие, воспитание, здоровье, мышление и многое другое. Только от семьи зависит, каким вырастет ребёнок, какими будут его взгляды на жизнь. Всё это исходит в первую очередь от самых близких и родных людей – родителей. Именно они должны учить ребёнка любить труд, хорошо относиться к окружающим, природе, быть самостоятельным и вести себя адекватно.

Родители – первые люди, которые передают опыт, знания и навыки своим детям. Однако есть малыши, которые знают, что такое неблагополучная семья. Почему так происходит? Что делать детям из неблагополучных семей?

Семья как фактор воспитания

Факторы воспитания бывают не только положительными, но и отрицательными. Их отличие состоит в том, что в одних семьях ребёнка контролируют и балуют в меру, воспитывают как в строгости, так и в ласке, не обижают, оберегают и т. д. Другие семьи не могут так себя вести. В них постоянные крики, ссоры, упрёки или рукоприкладство.

Любой ребёнок, выросший в жестоких условиях, не понимает и не знает другой жизни. Именно поэтому он становится копией своих родителей, продолжая строить свою жизнь только так, как он видел на протяжении длительного периода. Есть, конечно, и исключения, однако, по статистике, это большая редкость. На неблагополучные семьи необходимо обращать внимание всем окружающим. Ведь, возможно, от них зависит будущее детей.

Семья – первое место, где дети приобретают опыт, навыки и умения. Поэтому родителям необходимо обращать внимание в первую очередь на себя и на своё поведение, а не на ребёнка, который пока только наблюдает за взрослыми и учится плохому или хорошему у самых близких и родных ему людей.

Только глядя на маму или папу, дети могут увидеть положительные и отрицательные стороны жизни. Поэтому всё зависит не столько от ребёнка, сколько от родителей.

Не только плохой пример подают взрослые. Бывают случаи, когда детей слишком опекают, что становится причиной разрушения семьи. Тогда тоже необходимо вмешательство психолога. Такие дети не умеют жить в обществе, они привыкли, что им никогда не отказывают. Поэтому у них наблюдаются проблемы в общении не только со сверстниками, но и окружающими в целом.

Причины появления неблагополучных семей

Характеристика неблагополучной семьи – это неблагоприятный психологический климат, недоразвитие детей, насилие над более слабыми.

Причины этого бывают разными:

  1. Невыносимые условия жизни, нехватка финансов, что приводит к недоеданию, плохому духовному и физическому развитию ребёнка.
  2. Нет взаимосвязи у родителей с детьми, не находят общий язык. Взрослые часто пользуются своей силой и стараются физически повлиять на ребёнка. Это приводит к детской агрессии, замкнутости, отчуждённости. После такого воспитания у детей появляется только злость и ненависть к родным.
  3. Алкоголизм и наркомания в семье приводят к жестокому обращению с младшими, что является плохим примером для подражания. Нередко ребёнок становится таким, как и родители. Ведь он не видел другого отношения.
Это интересно:  Как алкоголь может спровоцировать кровотечение из заднего прохода?

Таким образом, факторы, влияющие на появление неблагополучной семьи, – это материальная и педагогическая несостоятельность, плохой психологический климат.

Виды неблагополучных семей

Семьи, в которых нарушена взаимосвязь и адекватное поведение, делятся на определённые виды.

Категории неблагополучных семей:

  • Конфликтные. Здесь родители с детьми постоянно ругаются, не умеют вести себя в обществе, не находят компромиссы. Дети воспитываются только при помощи ругательств и рукоприкладства.
  • Аморальные. В этих семьях находятся алкоголики или наркоманы. Они не знают, что такое моральные и семейные ценности. Часто обижают и унижают детей. Родители не занимаются воспитанием и не обеспечивают необходимые условия для нормального развития.
  • Проблемные. В таких семьях взрослые не умеют воспитывать ребёнка. Они потеряли авторитет или слишком сильно опекают своих детей. Всё это сказывается на дальнейшей неустроенности ребёнка в жизни.
  • Кризисные. Здесь наблюдается неблагополучие из-за нескольких факторов: развод, смерть, дети-подростки, проблемы с финансами или с работой. Пережив кризис, семья восстанавливается и продолжает жить нормальной жизнью.
  • Антисоциальные. Это такие случаи, когда родители, пользуясь своей силой, издеваются над детьми. Они забывают о моральных и нравственных ценностях, не умеют вести себя в общественных местах. Такие родители часто заставляют своих детей попрошайничать или воровать, так как не желают идти на работу. Для них нет никаких жизненных правил.

Любая из этих категорий заведомо формирует у детей разные виды отклонений. Итог плачевный: ребёнок не умеет себя вести с окружающими, он не знает, что такое любовь, разговор по душам с родными и близкими людьми. Это и есть неблагополучная семья, которой необходимо внимание.

Чаще всего в таких семьях наблюдается полная антисанитария, материальное положение оставляет желать лучшего, дети голодают, страдают не только физически, но и психологически. Характеристика неблагополучной семьи неутешительная, поэтому необходимо обратить на неё внимание и, если не поздно, помочь выбраться из этой ситуации.

Как выявить неблагополучную семью

Сразу не всегда можно определить, какая та или иная семья. Дети хорошо одеты, культурные, родители на вид нормальные. А вот что творится в душе ребёнка, не каждый знает. Именно поэтому в современном мире можно увидеть в каждом учебном учреждении психолога, который работает с детьми. И это ещё не всё.

Когда ребёнок идёт первый раз в садик или школу, в начале учебного года собираются сведения о каждой семье. То есть создаётся комиссия, которая посещает квартиру, где проживает ребёнок. Осматриваются условия его жизни, проводится общение с родителями и детьми.

Взрослые (педагоги или психологи) проводят тесты, беседуют с ребёнком без родственников. Воспитатели и учителя ежедневно общаются с подопечными, особенно если эти дети из неблагополучных семей.

Всегда обращается внимание на внешний вид или поведение ребёнка. Чаще всего такие факторы говорят сами за себя:

  • Ребёнок приходит каждый день в учебное учреждение усталый и сонный.
  • Внешний вид оставляет желать лучшего.
  • Частая потеря сознания из-за недоедания. Такие дети в школе или садике постоянно хотят кушать, чтобы нагнать своё.
  • Рост не по возрасту, речь запущенная (совсем не говорит или очень плохо, невнятно, непонятно).
  • Мелкая и крупная моторика не работает. Заторможенность в движениях.
  • Очень сильно просит внимания и ласки, видно, что он их недополучает.
  • Агрессивный и импульсивный ребёнок резко меняется на апатичного и подавленного.
  • Неумение общаться как со сверстниками, так и со взрослыми.
  • Тяжело обучается.

Очень часто дети из неблагополучных семей подвергаются физическому насилию. Выявить такое ещё легче. Как правило, у ребят видны следы побоев.

Даже если их нет, тогда видно по поведению детей. Они боятся даже взмаха руки рядом стоящего, им кажется, что их сейчас начнут бить. Иногда дети свою злость и ненависть переносят на животных и делают с ними то же самое, что мама или папа с ними дома.

Выявление неблагополучных семей помогает избавиться от зависимости. Воспитатель, учитель, психолог обращаются к заведующей или директору, а те, в свою очередь, в социальную службу, где должны помочь взрослым и детям.

Здоровье детей из неблагополучных семей

Эмоциональные расстройства, сердечная недостаточность, нарушение поведения, психологическая неустойчивость – это всё появляется у ребёнка при неправильном воспитании. Любая неблагоприятная семейная ситуация разрушает здоровье. В редких случаях стресс удается снять, однако чаще всего дети вырастают с разнообразными отклонениями.

Одни дети из-за плохого питания в будущем страдают патологиями внутренних органов, у других из-за жестокого обращения появляются нервные заболевания. Перечень болезней огромный, всех их не перечислить, однако здоровье портится у многих с раннего возраста. Именно поэтому детей стараются оберегать органы опеки и социальные службы.

В итоге у таких детей нарушена ещё с младенчества центральная нервная система. Часто можно встретить такие заболевания, как кардиопатия, расстройство мышечной системы, проблемы с органами дыхания, ЖКТ, мочевыводящими путями, сосудами головного мозга и многое другое.

Каждый ребёнок, который растёт в неблагополучной семье, имеет отклонение в здоровье. Это не только физическое развитие, но и моральное. Эти дети плохо едят, спят, растут и очень часто болеют простудными заболеваниями. Ведь иммунитет у них оставляет желать лучшего.

Болеют не только те дети, которые выросли в семье алкоголиков и наркоманов. Часто можно встретить маму, которая перенесла сифилис, гепатит, ВИЧ и т. д. Обследования показывают, что большинство детей являются носителями этих недугов. Их лечат долго и не всегда успешно, так как такие болезни врождённые.

Проблемы в неблагополучных семьях

Что же делать, если ребёнку в недрах семьи опасно жить? Конечно же, его отправляют на определённое время в стационарное отделение специального учреждения. Он там находится до тех пор, пока с родителями работают социальные сотрудники, которые пытаются помочь.

Есть ряд проблем как у детей, так и у родителей. Очень часто можно наблюдать детей-беспризорников, которые похожи на бомжей. По сути, так оно и есть. Ведь ребёнку легче проводить время на улице. Там их не бьют и не обижают, что для детей очень важно в любом возрасте.

Однако есть основная проблема, перед которой бессилен любой социальный работник. Во многих семьях их неблагополучие – это нормальное явление, которое стало хроническим. Мама, папа или другие родственники не хотят ничего менять. Их всё устраивает. Поэтому ни одному человеку не удастся помочь такой семье, так как её члены не желают этого. Чтобы что-то получилось, нужно сильно захотеть. Проблемы неблагополучных семей необходимо решать сразу же после их выявления, а не ждать, когда взрослые и дети сами возьмутся за ум.

Самая острая проблема появляется тогда, когда ребёнок вырос в такой семье, он не знает другой жизни, поэтому на примере своих родителей продолжает вести себя точно так же, как и они. Это самое страшное. Именно поэтому неблагополучные семьи прогрессируют. Их становится с каждым днём всё больше.

Сложность работы с неблагополучными семьями

Очень часто социальным службам тяжело работать с семьями, где выявлено неблагополучие. В первую очередь необходимо обратить внимание на закрытость и замкнутость этих людей. Когда начинают психологи или педагоги общаться со взрослыми и детьми, они видят, что те не идут на контакт. Чем глубже их неблагополучие, тем сложнее складывается разговор.

Родители неблагополучных семей враждебно относятся к тем людям, которые пытаются научить их жизни. Они считают себя самодостаточными, взрослыми и не нуждающимися в поддержке. Многие не понимают, что им помощь необходима. Как правило, сами родители не могут выпутаться из таких проблем. Однако и признать себя беззащитными они не готовы.

Если взрослые отказываются от помощи, тогда их вынуждают прислушиваться к окружающим при помощи не только социальных служб, но и милиции, органов опеки и попечительства, психиатров и медицинских центров. Тогда родителей заставляют лечиться, и зачастую они уже не могут отказаться. В таких случаях забирают детей в детские дома. Команда продолжает работать по отдельности со взрослыми и ребёнком.

Социальная помощь неблагополучным семьям

Люди, которые попали в трудную жизненную ситуацию, нуждаются в помощи. Однако не каждый человек признается в этом. Самая важная задача социальных служб – максимально обеспечить семью всем необходимым. Одним нужно оказать психологическую поддержку, другим – материальную, третьим – медицинскую.

Прежде чем приходить на помощь, необходимо установить, действительно ли перед вами неблагополучная семья. Для этого работники разносторонних социальных служб начинают свою работу со взрослыми и детьми.

Если же что-то было заподозрено, но конкретных фактов не выявлено, тогда необходимо обратиться к соседям, которые, скорее всего, расскажут об этой семье всё, что необходимо.

Затем специалисты обращают внимание на воспитательные меры к детям. Рассматривают положительные и отрицательные стороны. Социальные работники должны быть тактичными, обходительными и доброжелательными. Это необходимо для того, чтобы все члены семьи раскрылись перед ними максимально.

Если у семьи проблемы из-за нехватки финансов, тогда подаётся заявление о рассмотрении помощи в этом направлении. Наркоманов и алкоголиков принудительно отправляют на лечение, а тем временем детей забирают в детский дом на временное попечение государства.

Если же в семье присутствует жестокое обращение, тогда необходимо психологическое вмешательство. Специалисты часто добиваются положительных результатов, если насилие выявлено на раннем этапе.

После вынужденных мер по работе с семьёй работники социальной службы анализируют эффективность реабилитации. Они определённое время наблюдают за родителями и ребёнком, их взаимоотношениями, здоровьем, развитием и трудовой деятельностью.

Помощь неблагополучным семьям очень необходима длительное время. Если задействовать всю команду: психологов, педагогов, милицию и социальные службы, — тогда можно выявить, почему возникла проблема у этой семьи. Только тогда есть возможность помочь и поддержать этих людей.

От помощи не нужно отказываться, ведь на данный момент — это выход из сложной ситуации. Многие семьи обретают себя заново. Стараются вести здоровый образ жизни и к нему приучают своих детей.

Работа с детьми из социально-неблагополучных семей

Часто можно наблюдать детей, у которых низкая успеваемость в учёбе, заниженная самооценка, агрессивность, застенчивость и плохое поведение. Это обусловлено конфликтами в семьях, безнадзорностью, физическим или психологическим насилием. Если педагоги замечают в своих учениках подобное, необходимо известить определённые службы, которые занимаются такими вопросами.

Неблагополучные семьи в школе – это большая проблема. Ведь дети учатся не только плохому, но и хорошему. Поэтому необходимо следить за ребёнком, который не умеет себя вести и нормально общаться. Ведь он научит и других детей всему, что сам умеет.

Таким детям необходима поддержка, доброта, ласка, внимание. Они нуждаются в тепле и уюте. Поэтому нельзя закрывать глаза на это явление. Воспитатель или учитель должен действовать в интересах ребёнка. Ведь ему некому больше помочь.

Очень часто можно наблюдать подростков, которые ведут себя ужасно только потому, что они понимают: им ничего за это не будет. Почему начинается в 14, а то и в 12 лет воровство или пьянство? Эти дети не знают, что есть другая жизнь, где им может быть более комфортно.

Подросток из неблагополучной семьи становится таким же, как и его родители. Чаще всего это случается из-за того, что вовремя не обнаружили такую семью, не знали про неё социальные службы и в нужное время не смогли помочь. Именно поэтому следует ожидать, что в скором времени появится ещё одна такая же неблагополучная семья. В ней будет расти ребёнок, который не научится ничему хорошему.

Все люди, которые видят, что рядом находятся дети из социально-неблагополучных семей, обязаны уделять этому особое внимание и сообщать специальным службам.

Заключение

После вышеперечисленного можно сделать вывод: если вовремя выявить социально-неблагополучные семьи, тогда можно избежать в будущем серьёзных проблем как со взрослыми, так и с детьми.

Изначально определяется состояние родителей и их ребёнка. Специалисты устанавливают особенности поведения, обучения, социализации и многое другое. В случае необходимости предлагается семьям помощь. Если от неё отказываются, тогда приходится применять к родителям, а также их детям принудительные меры. Это может быть лечение, обучение и т. д.

Специалисты на первом этапе обращают внимание на бытовые условия: где играют дети, выполняют домашнее задание, есть ли у них собственный угол для отдыха и развлечений. На втором этапе смотрят на жизнеобеспечение и здоровье: оформлены ли льготы или субсидии, какое самочувствие у каждого члена семьи.

Третий этап – воспитательный. Здесь заостряется внимание на эмоциях или переживаниях как семьи в целом, так и каждого её члена по отдельности. Если у детей обнаружены физические или психологические травмы, их легче искоренить на начальной стадии развития.

На четвёртом этапе обращают внимание на обучение детей. Как они занимаются, насколько качественно родители следят за этим, какая успеваемость. Для этого проводится срез знаний, где выявляется упущение в учёбе, затем предлагаются дополнительные индивидуальные занятия для тех учащихся, кто не успевает за школьной программой. Чтобы детям понравилось заниматься, необходимо поощрять их грамотами и похвалой.

В первую очередь следует организовывать досуг детей. Для этого им нужно ходить в кружки: танцы, рисование, шахматы и так далее. Конечно же, необходимо контролировать их посещение.

Ситуации неблагополучных семей бывают разносторонними. Одни страдают из-за частых конфликтов, другие испытывают материальные трудности, третьи зависимы от алкоголя и наркотиков. Всем этим семьям необходима помощь. Поэтому к ним приходят социальные работники, милиция, службы опеки и попечительства. Они всей командой стараются помочь нуждающимся.

Однако всегда необходимо помнить, что намного легче добиться результата тогда, когда взрослые и дети сами хотят изменить свою жизнь в лучшую сторону. Если придётся принудительно работать с семьёй, тогда помощь затянется на длительный период. Именно поэтому с людьми должен заниматься квалифицированный специалист, который с лёгкостью найдёт общий язык как с родителями, так и с детьми.

В статье использовались материалы с сайтов:

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий